От советских времен до путинской России американские журналисты подвергаются репрессиям – WSJ

Через четыре недели после ареста в России репортера Wall Street Journal Эвана Гершковича Москва нацелилась на других американских журналистов, работающих в России. Это был последний признак того, что когда-то дружеские отношения между российским правительством и иностранными журналистами испортились при Владимире Путине.

Соединенные Штаты отказали в визах двум российским журналистам, желающим освещать прошедшую на прошлой неделе в Нью-Йорке конференцию Организации Объединенных Наций, что побудило Москву пригрозить американским журналистам возмездием. Представитель Госдепартамента заявил, что агентство не может комментировать индивидуальные заявления на получение визы, сославшись на соображения конфиденциальности. МИД России предупредил, что «это диверсия, направленная на то, чтобы помешать нормальной журналистике, и она не будет сидеть сложа руки».

В разгар свободы прессы в России в 1990-е годы иностранные корреспонденты регулярно встречались в неформальной обстановке с российскими политиками и официальными лицами. Эти дни прошли из-за растущего недоверия и ужесточения ограничений в отношении журналистов. Журналисты-ветераны, работавшие в России, говорят, что разрыв отношений отражает контроль Путина над отечественными СМИ и то, как более бдительное правительство ограничивает контент, печатаемый и транслируемый за пределами России.

«Теперь страной управляют службы безопасности, — сказала Джилл Догерти, глава московского бюро CNN с 1997 по 2005 год. — Они не хотят, чтобы иностранные журналисты действительно понимали, что происходит в России».

Федеральная служба безопасности, главная служба безопасности и разведки России, арестовала Гершковича в марте, когда он находился в командировке.обвиняемый в шпионажеWall Street Journal и правительство США категорически отрицают это обвинение.незаконно задержан.

В МИД России не ответили на запрос о комментарии.

Отношения Кремля с зарубежными СМИ были нестабильными с конца советского периода. Согласно соответствующим требованиям в Советском Союзе, иностранные журналисты должны заранее уведомить МИД СССР, прежде чем они смогут выехать за пределы Москвы. Их телефонные линии прослушивались, и, по словам нескольких бывших журналистов, работавших в Советском Союзе, за ними регулярно следил Советский комитет государственной безопасности или КГБ. КГБ был главным органом безопасности второй половины Советского Союза.

«Они прослушивали все, — сказал Энди Нагорски, работавший в советском бюро Newsweek в 1980-х. — Вы знаете, что за вами следят. В 1982 году МИД СССР выслал Нагорского за то, что оно назвало «незаконными формами журналистской деятельности». Нагорски и Newsweek опровергли обвинения.

В 1986 году советские власти арестовали еще одного американского журналиста Николаса Данилоффа по обвинению в шпионаже и обменяли его на советского сотрудника Секретариата ООН. Жена Данилова, Рут, сказала в интервью The Wall Street Journal в апреле, что опасается, что КГБ заманил в ловушку ее мужа.

По иронии судьбы, высылка Данилова совпала с возможностью для журналистов работать в России. Начиная с 1985 года, политика открытости Михаила Горбачева, генерального секретаря ЦК КПСС, освободила отечественных и зарубежных журналистов от ограничений, сковывавших их на протяжении десятилетий, и побудила граждан к самовыражению.

После распада Советского Союза в 1991 году президент России Борис Ельцин поддержал процветание журналистики. Появились новые независимые телеканалы, которыми управляет НТВ, и радиостанции, которыми управляет Эхо Москвы, чтобы обеспечить репортажи о таких когда-то табуированных темах, как коррупция в правительстве и бесчинства правительственной армии.

Эта свободная среда привлекает иностранных журналистов, поскольку Россия открывается для более пристального внимания общественности. Западные журналисты даже имели доступ к файлам советской разведки.

«Вы чувствуете, что вошли в большой музей, а охрана уже ушла», — сказал Отто Поль, работавший в России фотокорреспондентом New York Times в 1990-х годах.

В 1993 году, когда в России разразился конституционный кризис, Поль был пойман и ранен в грудь во время жестоких беспорядков. Через несколько месяцев он закончил лечение и освободился от своих медицинских счетов.

«Мои медицинские счета оплачивало российское правительство, — сказал Поль. «Я не знаю, так ли это сейчас».

На протяжении 1990-х западные журналисты имели полный доступ к российским министерским чиновникам и членам Думы, нижней палаты российского парламента.

«Они очень хотели поговорить с иностранными журналистами, — сказала Бет Нобель, продюсер московского бюро CBS News с 1997 по 2006 год. — Вы можете поговорить с людьми в Кремлевском информационном агентстве и обменяться информацией».

В 1999 году владельцы Wall Street Journal, Financial Times и англоязычной версии Moscow Times объединили усилия для создания независимой русскоязычной экономической газеты «Ведомости». СМИ иногда критикуют Кремль.

Но преступность возросла по мере того, как власть правительства ослабла, что создает новую угрозу для журналистов в России. Некоторые российские журналисты подверглись насилию, в том числе несколько человек были убиты, но, по словам фотожурналиста Пола, иностранные корреспонденты в России могут «вести себя высокомерно и высокомерно».

После того, как Путин пришел к власти в 2000 году, он попытался манипулировать средствами массовой информации и вытеснить критические голоса. В 2001 году подразделение Газпрома, российской государственной монополии по экспорту газа, взяло под свой контроль сеть НТВ и подало своего рода сигнал, отменив независимые передачи в пользу разрешенных правительством.

Путин передал все национальные телеканалы под юрисдикцию правительства, предоставив российскому правительству редакционный контроль над программами, которые смотрит большая национальная аудитория. Пропутинские политики появляются на государственном телевидении, выступая в качестве резонаторов для все более антизападной линии правительства.

«Это вызывает подозрение у иностранных журналистов в России», — сказал телепродюсер Кнобель. «В отношении российских властей к иностранным журналистам произошли заметные изменения».

В 2004 году на московской улице был застрелен Пол Хлебников, американский редактор российского издания Forbes. Мотив его убийства не ясен. Трое чеченцев были привлечены к уголовной ответственности, но оправданы.

Когда Путин выдвинул свою третью кандидатуру на пост президента России в 2011 году, российский МИД вызвал Саймона Шустера, местного корреспондента журнала Time. Новости о выдвижении кандидатуры Путина на пост президента вызвали уличные протесты в Москве и других местах, а иностранные журналисты, освещающие эти события, стали объектом более пристального внимания.

«Сотрудник министерства иностранных дел распечатал стопку моих статей, — сказал Шустер. «Он клал руку на стопку и говорил: «Мы наблюдаем за вами. У вас есть внимание. «»

По словам нескольких иностранных журналистов, в интервью российские официальные лица стали открыто называть американских журналистов сотрудниками ЦРУ, подчеркивая растущее недоверие российского правительства к их работе. «Внештатные журналисты как категория не существуют», — сказал Шустер, который сейчас пишет для журнала Time в Нью-Йорке. «Ну, что мы, как не люди, как это?»

В 2015 году Шустер в конечном итоге не смог поехать в Россию по служебным делам, как и американский репортер VICE News Саймон Островский, ходатайства которого о выдаче журналистской визы были отклонены МИД России.

В 2014 году Госдума России ограничила размер пакета акций российской медиакомпании, который мог принадлежать любому иностранному акционеру. Dow Jones & Co. и ее партнеры по российской деловой газете продали свою долю в газете. Dow Jones владеет Wall Street Journal.

В прошлом году, после вторжения России в Украину, Государственная Дума России ввела уголовную ответственность за распространение «недостоверной информации» и «клевету» в отношении российских военных, что дало властям больше инструментов для того, чтобы заставить журналистов Голоса замолчать. По данным Комитета защиты журналистов или КЗЖ, пятерым российским журналистам были предъявлены обвинения по закону.

В декабре КЗЖ перечислил 19 журналистов, содержащихся в российских тюрьмах, это наибольшее количество с тех пор, как комиссия начала вести такие записи в 1992 году. Гульноза Саид, координатор КЗЖ по Европе и Центральной Азии, заявила тогда, что рано или поздно Россия арестует западных журналистов.

29 марта этого года российские власти отвезли корреспондента Wall Street Journal Гершковича в стейк-хаус в Екатеринбурге. Екатеринбург находится почти в 900 милях к востоку от Москвы. 18 апреля Гершкович явился в следственный изолятор московского суда; суд отклонил его просьбу об освобождении под залог.

cristiano mbappe