Главы 27 государств-членов должны встретиться на этой неделе в Брюсселе на двухдневном саммите, где в пятницу они обсудят вопросы внешней политики, в том числе политику ЕС в отношении Китая.
В письме-приглашении лидерам президент Европейского совета Шарль Мишель заявил, что саммит предоставит возможность «подтвердить» единую позицию ЕС в отношении Пекина.
Но 27 государств-членов блока часто пытались договориться по широкому кругу внутренних вопросов, от иммиграции до субсидий.
Внешняя политика не является исключением, и вопрос о том, как блок планирует вести дела с Китаем, в последние годы занимал весь блок.
Гжегож Штек, аналитик Института китаеведения Меркатора (MERICS) в Брюсселе, сказал Al Jazeera, что между государствами-членами все еще существуют политические разногласия в отношении Китая.
Гжегож Штек сказал: «Некоторые считают экономическую безопасность ключевым вопросом, в то время как другие считают позицию Пекина в отношении российского вторжения в Украину ключевым вопросом дня, и эти различия в приоритетах иногда приводят к трениям».
жесткая линия
В последние годы позиция ЕС в отношении Китая ужесточилась по ряду причин, включая разногласия по поводу того, как он справляется с пандемией, и подъем Китая как технологической и экономической державы, что некоторые страны ЕС рассматривают как угрозу, военные действия Пекина на Тайване. Пролив и недавнее отсутствие осуждения Китаем российско-украинской войны.
По мнению некоторых западных дипломатов, Китай преуменьшил значение произошедшего в минувшие выходные отступничества российских наемников Вагнера как отражения мощного союза страны с президентом России Владимиром Путиным, из-за которого они настороженно относятся к Пекину.
На фоне геополитической напряженности в отношениях с Китаем и Россией председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен перед визитом в Пекин в марте заявила, что блок должен сосредоточиться на «снижении риска», а не на «разрыве связи» с Китаем.
С 2019 года ЕС называет Китай «системным конкурентом» и «экономическим конкурентом».
На прошлой неделе фон дер Ляйен обнародовала планы ЕС по «укреплению экономической безопасности», заявив, что, хотя «глобальная интеграция и открытая экономика были силой добра», блок также должен «реагировать на более конкурентоспособную и геополитически здоровую экономику в жестких условиях». мир.»
Хотя в плане ЕС публично не говорится, что это экономическая стратегия против Китая, некоторые эксперты ЕС-Китай говорят, что одной из главных целей стратегии является Пекин.
Фу Конг, посол Китая в ЕС, сказал Al Jazeera, что, хотя Китай понимает стремление ЕС построить устойчивые цепочки поставок, ЕС «не должен путать экономическую безопасность с национальной безопасностью в ущерб свободной торговле».
На прошлой неделе Европейский союз ввел санкции в отношении китайских организаций, подозреваемых в поддержке «военно-промышленного комплекса России в его агрессивной войне против Украины», в рамках 11-го пакета санкций против Москвы.
Посол Фу Цун перед тем, как объявить о запрете, сказал, что Китай не намерен мешать компаниям помогать России, но надеется «устранить недопонимание» посредством «диалога».
ЕС также решил возобновить свой «диалог по правам человека» с Китаем в феврале после двух лет зашедших в тупик переговоров по этому вопросу после серии взаимных санкций.
Ранее на этой неделе ряд правозащитных организаций написали лидерам ЕС в преддверии саммита письмо, в котором призвали «активно интегрировать усилия Китая в области прав человека во все китайско-европейские отношения и избегать любого диалога о взаимно признанных международных обязательствах в области прав человека в имя обсуждения разногласий», но принять скоординированный стратегический подход, чтобы бросить вызов политике, практике и риторике китайского правительства».
Вопрос из Тайваня
Когда дело доходит до предложений о запрете технологий, санкций и диалога по правам человека, государства-члены ЕС продолжают отдавать приоритет своим интересам национальной безопасности, а не работать над общей для Китая стратегией.
«Страны Центральной и Восточной Европы будут более склонны поддерживать позицию и тон Вашингтона в отношении Китая», — заявил Al Jazeera аналитик ЕС-Китай из Гаагского центра стратегических исследований Йорис Тиль.
«(Это) частично связано с тем, что они зависят от Соединенных Штатов в плане своей безопасности по отношению к России, и в то же время среди правительств ЕС существует общее мнение, что центральная роль Китая в глобальных цепочках создания стоимости и технологических развитие сопряжено с высокими геополитическими рисками».
Страны Балтии и Польша были особенно разочарованы возобновившимся «бесконечным партнерством» Китая с Россией, что вынудило их пересмотреть свои торговые отношения с Пекином.
В августе прошлого года Эстония и Латвия объявили о своем выходе из экономического форума «16+1», созданного десять лет назад между Китаем и странами Центральной и Восточной Европы для развития деловых отношений.
Литва, которая вышла из форума в ноябре 2021 года и часто поддерживала санкции против Пекина, также призвала к меньшей экономической зависимости от Китая не только из-за союза Пекина с Москвой, но и из-за действий Китая в Тайваньском проливе.
Глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррелли заявил журналистам в мае, что «по Тайваню позиция ЕС последовательна и основана на «политике одного Китая», любых односторонних изменениях статус-кво и любом применении силы. и последствия для безопасности».
Жозеп Боррель также заявил, что ЕС должен быть готов ко всем сценариям и взаимодействовать с Китаем, «чтобы сохранить статус-кво и попытаться ослабить напряженность».
Тем временем западноевропейские страны, такие как Германия и Франция, которые часто доминируют во внутренней и внешней политике ЕС, пытались смягчить резкую риторику блока против Пекина по Тайваню в надежде сохранить и укрепить торговые отношения с Китаем.
Канцлер Германии Шольц заявил на конференции в Берлине на прошлой неделе, что призвал китайского премьера Ли Цяна «оказывать большее влияние на Россию в этой войне» и заверил его, что Берлин не намерен «отделяться» от Пекина, стремясь сохранить торговые отношения.
Между тем, президент Франции Эммануэль Макрон выразил аналогичные чувства во время встречи с премьер-министром Китая Ли Цяном в Париже на прошлой неделе, но избегал обсуждения Тайваня после критики за его комментарии о Тайбэе во время поездки в Китай в апреле.
В интервью новостным агентствам Politico и Les Echos Макрон сказал, что ЕС не следует втягивать в тайваньский кризис из-за «американского темпа и чрезмерной реакции Китая», вместо этого настаивая на стратегической автономии ЕС.
«Тайвань становится новым спорным вопросом в Европейском Союзе», — сказал Al Jazeera Матье Дюшатель, старший научный сотрудник и директор по международным исследованиям Института Монтеня в Париже.
«Между теми, кто считает, что ЕС должен быть более агрессивным в действиях, которые помогают сохранить статус-кво, и теми, кто считает, что ЕС должен оставаться равнодушным», — сказал Матье Дюшатель.
И после?
В то время как лидеры ЕС готовятся обсудить, что «снижение риска» с Китаем означает для их будущих отношений, и пытаются достичь консенсуса по «единой стратегии Китая», Боррелл сказал на этой неделе в своем выступлении в Институте исследований безопасности ЕС, что « не всегда легко сказать, где кончается риск и где начинается разделение.
«Поэтому мы должны провести настоящую дискуссию по этому поводу в Европе, напомнив, что институты могут давать рекомендации, но решение принадлежит государствам-членам», — добавил он.
Ожидается, что лидеры ЕС заявят, что блок «не намерен разъединяться или поворачиваться внутрь» или разрабатывать политику, которая «наносит ущерб Китаю или препятствует экономическому прогрессу и развитию Китая».
«Снижение риска является общим выводом», — сказал Дюшатель.
Дюшатель добавил: «Это ясно показывает, что была обеспечена лишь небольшая часть торговли, инвестиций и отношений между людьми между ЕС и Китаем».
В то же время Дюшатель также заявил, что трансатлантическое партнерство с США может стать «структурной детерминантой европейской внешней политики».
«Для ЕС естественно координировать свою политику в отношении Китая со своими наиболее важными союзниками, особенно когда ЕС и Соединенные Штаты сходятся в своих оценках тенденций внутреннего управления и международных амбиций Китая», — сказал он.
Дюшатель сказал: «Однако в Европе есть сила, которая пытается помешать Соединенным Штатам и Европейскому союзу проводить чрезмерно агрессивную политику в отношении Китая. Европа является одновременно верным союзником и тормозящим фактором.
Он добавил: «Конечно, поддержка Китаем России серьезно повредила имиджу Китая в Европе, и попытки китайской дипломатии сдержать ущерб пока не увенчались успехом».
Гжегож Штек, аналитик Института Китая «Меркатор» в Брюсселе, ожидает, что политические разногласия между государствами-членами ЕС сохранятся, добавив, что «полностью единая политика ЕС в отношении Китая требует глобального единого ЕС, а в будущем это потребует изменений». к договорам ЕС, но на данный момент это кажется маловероятным».