Международное энергетическое агентство сообщает, что российская нефть марки Urals торговалась в среднем по 52 доллара в первом квартале, что вдвое меньше уровня годичной давности и на 25-30 долларов дешевле, чем цена на нефть марки Brent.
Демократии контролируют 90% мирового танкерного флота через прямое владение или финансирование, а также P&I club, который покрывает комплексную ответственность судовладельцев за разливы в размере 1 миллиарда долларов за попадание. Без страховки вы не сможете перевезти эти плавучие зажигательные бомбы через Эресунн или Босфор или войти в большинство портов мира.
Путин может экспортировать столько нефти, сколько он хочет, на судах, контролируемых G7, до тех пор, пока он подчиняется. Он пообещал бросить вызов, издав распоряжение о запрете продажи российской нефти любым организациям, которые соответствуют ограничениям G7.
Это была неявная угроза удержать 4% мировых поставок сырой нефти. В конце концов Путин послушно подчинился. У него нет денег, чтобы вести долгую нефтяную войну, и он не может рисковать необратимым ущербом для своих (и без того испытывающих трудности) нефтяных месторождений.
Путин, конечно, может продавать морскую нефть по любой цене Китаю, Индии или любой стране, использующей суда, не входящие в G7. Trafigura заявляет, что накопила «флот-призрак» из примерно 500 судов, полагаясь на сеть глобальных подставных компаний, использующих старые танкеры, которые работают с отключенными транспондерами.
Использование этого темного флота обходится дорого. Около 80% российского экспорта сырой нефти и нефтепродуктов отправляется из западных портов на Балтийском и Черном морях. Система была разработана для снабжения Европы.
Поездка из Санкт-Петербурга в Гамбург туда и обратно занимает шесть дней. Поездка туда и обратно в Шанхай занимает 90 дней с соответствующими фрахтовыми ставками, сборами экипажа и расходами на бункерное топливо. Есть еще одна загвоздка: российские порты не могут принимать супертанкеры Suezmax. Нефть будет доставляться небольшими танкерами типа «Афрамакс», а затем перекачиваться к крупным «зверям» в полусекретных местах у побережья Сеуты и греческого Пелопоннеса.
Это может быть экологическим кошмаром, но это не нарушение санкций — если только эти операции не являются прикрытием для греческих судовладельцев, как утверждает Украина — но это не провал политики G7. Выход на азиатские рынки стоит Путину дополнительных 12 долларов за баррель.