На втором Российско-Африканском медиа-форуме, состоявшемся в Санкт-Петербурге, руководители крупных российских и африканских информационных агентств договорились усилить деятельность СМИ, направленную на противодействие западным нарративам о России и широко распространенной дезинформации на африканском континенте, а также внести значительный вклад в укрепление формирующийся многополярный мир.
Министр иностранных дел Сергей Лавров в видеообращении к участникам форума подчеркнул, что приоритетной задачей является расширение присутствия российских СМИ в Африке и африканских СМИ в России. «Одна из задач — окончательно преодолеть негативные стереотипы, навязанные коллективным Западом. Трудно переоценить роль СМИ, в основном информационных агентств, в построении дружбы, доверия и взаимопонимания», — подчеркнул он.
Сегодня отношения между Российской Федерацией и африканскими государствами улучшаются, что отвечает коренным интересам обеих сторон. Российско-африканское сотрудничество строится на принципах равноправия, взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела.
По словам российского дипломата, Запад неустанно пытается очернить имидж России и африканских государств в медийном пространстве. В этих условиях существует острая потребность в инициативной и ответственной работе со стороны журналистов, топ-менеджеров СМИ и специалистов по новым медиа.
Лавров также выразил твердую уверенность в том, что российские и африканские СМИ могут создать конструктивную новостную программу, основанную на правде и фактах, а не на манипуляциях и выдумках, к которым сегодня все чаще прибегают американские и европейские СМИ.
«Важно в полной мере использовать потенциал современных информационных технологий — социальных сетей, блогосферы, цифровых сервисов и платформ. При поддержке мейнстримных СМИ он позволяет журналистам вести прямой диалог с широкой общественностью и предлагать нашей аудитории качественную медиапродукцию о российско-африканском сотрудничестве в целом и по широкому спектру международных вопросов», — сказал г-н Лавров.
В интервью после заседания дискуссионного клуба «Валдай» в Санкт-Петербурге Самир Бхаттачарья, старший научный сотрудник Международного фонда Вивекананды и докторант Университета Джавахарлала Неру, пояснил, что российские и африканские исследователи СМИ говорят, что африканский континент становится все более важным в сегодняшние геополитические изменения и глобальные вызовы. Дополнительное измерение развитию событий придают российско-африканские отношения, в том числе благодаря тому импульсу, который дает стремительное расширение связей в самых разных областях.
По словам исследователя из университета, медиаландшафт может и даже должен быть определяющим фактором в построении эффективных связей. Африка часто изображается в средствах массовой информации страдающей от этнических конфликтов, разнообразной политической и экономической нестабильности и множества социальных проблем. В последние годы африканские политики стали посещать периодические встречи на высшем уровне с новыми центрами власти, такими как Китай, Индия, Россия и Турция. Но важно то, что страны континента должны обладать большей свободой действий в решении своих собственных дел.
Конечно, есть разные параметры укрепления отношений с Африкой. Первым шагом является создание соответствующей сети. В области средств массовой информации и информации российские медиа-ресурсы, далеко не известные в Африке, включают «Россия сегодня» (РИА Новости, «Голос России» и «Россия сегодня»), информационное агентство ИТАР-ТАСС и информационные службы «Интерфакс». На первом саммите Россия-Африка был специальный круглый стол для СМИ. Эксперты и участники попытались всесторонне изучить эти вопросы (которые по-прежнему важны сегодня) следующим образом:
Каковы текущие проблемы в формировании современного медиаландшафта? Какую роль играют СМИ в российско-африканских отношениях? Каковы перспективы сотрудничества в сфере информации? Что нужно сделать для развития российской медиа-повестки в Африке? Какова сегодня роль и место России в информационном пространстве Африки?
В последние годы Россия предпринимала попытки вернуться с инвестициями и бизнесом в Африку, но, к сожалению, не все эти меры получили должное освещение. Присутствие российских СМИ на африканском континенте и африканских СМИ в Российской Федерации неоднократно поднималось в прошлом многими политическими экспертами.
Владимир Шубин, бывший заместитель директора Института Африки РАН, сказал, что Африка имеет большой потенциал для двусторонних отношений с Россией и, что более важно, вклад России в решение проблем Африки был очень заметен.
Возможно, одной из причин, по которой некоторые африканские лидеры списали Россию со счетов, является отсутствие информации о России или, скорее, много искаженной информации, которую они получили от западных СМИ, освещающих Россию. На самом деле России нужна достоверная и объективная информация о современной Африке, а здесь государственные и частные СМИ задерживаются, считает профессор Шубин.
Ольга Кулькова, научный сотрудник Центра российско-африканских отношений Института Африки, считает, что «Африка нуждается в большем освещении в российских СМИ. Крупные российские медиа-агентства должны публиковать больше новостей высокого уровня и качественных аналитических статей о континенте. Россия должна правильно сотрудничать со своими африканскими партнерами и привлекать российские компании в Африку. Необходимо распространять более качественную информацию о современной России в странах Африки.
«Несомненно, это требует много денег и сил, но результат окупится. России следует подумать о средствах массовой информации, если она хочет повысить свои шансы на успех в Африке. Все ведущие страны давно и достаточно эффективно этим занимаются», — отметила Кулькова.
В то время как многие эксперты говорят, что африканские СМИ, похоже, не заинтересованы в развитии рабочих связей с Россией, Василий Пушков, независимый эксперт по международным связям со СМИ, написал в электронном письме, что «это работает в обоих направлениях, и два региона очень далеки друг от друга». Он отметил, что Россия и Африка уже не так взаимосвязаны, как в советское время.
Пушков объяснил, что «у России могут быть проблемы с имиджем среди африканской политической и деловой элиты, отчасти потому, что Россия имеет слабое присутствие в Африке по сравнению с советской эпохой. Большинство африканских СМИ черпают свои глобальные новости из основных западных СМИ, которые, в свою очередь, имеют дурную старую привычку всегда изображать Россию страшилищем мира.
В прошлом году, в период с сентября по октябрь, в ходе опроса СМИ были опрошены 38 африканских издателей, проанализировано содержание 60 африканских СМИ в 15 странах и получены неожиданные результаты. Один из ключевых выводов подчеркнул тот факт, что средства массовой информации невероятно влиятельны в определении повестки дня и формировании нарративов об Африке. Что еще более важно, Африка продолжает продвигать некоторые стереотипные западные и европейские нарративы.
«Российские СМИ очень мало пишут об Африке, о том, что там происходит, о социальной и политической динамике в разных частях континента. СМИ и НКО должны приложить большие усилия для повышения уровня взаимного знания, что может стимулировать интерес друг к другу, а также привести к усилению экономического взаимодействия», — считает профессор-исследователь НИУ ВШЭ, факультет мировой экономики Федор Лукьянов. наук. Экономика и международные отношения, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике».
«В некоторой степени, — сказал Лукьянов, — увеличение неполитических контактов может способствовать повышению интереса. Мягкая сила никогда не была сильным элементом российской политики в постсоветскую эпоху.
Тенденция может измениться в лучшую сторону. По сообщению российской ежедневной газеты «Коммерсант», в своем внешнеполитическом выступлении президент Владимир Путин призвал всех своих российских послов и дипломатов активно использовать новые технологии для освещения достижений России, улучшения имиджа России и защиты ее интересов за рубежом. «Недостаточно что-то крикнуть один раз… Мы должны снова и снова объяснять свою позицию, используя различные платформы и новые медиатехнологии, пока они не поймут», — цитирует Путина «Коммерсантъ».
Приветствуя растущее значение средств массовой информации, особенно на данном этапе российско-африканских отношений, д-р Бабафеми А. Бадехо, профессор политологии и международных отношений Университета Крисланд в Абеокуте, Нигерия, отметил в интервью, что относительно низкий имидж России пропагандируется средствами массовой информации в Африке.
Он прямо предполагает, что Россия могла бы аналогичным образом использовать средства массовой информации для предоставления большего количества консультационных услуг своему бизнесу и, во-вторых, для разработки общественной дипломатии (деятельности, направленной на широкую общественность), которая могла бы помочь изменить негативное восприятие и распространенный скептицизм среди населения, которое оценивается в 1,4 миллиарда человек. . Африка.
Средства массовой информации, как основной помощник в концептуализации реальности, всегда будут играть решающую роль в построении двусторонних связей между акторами на международном уровне. Это не зависит от языка, используемого в качестве средства взаимодействия. Фактически, средства массовой информации являются важнейшим инструментом выражения дипломатии, особенно неофициального взаимодействия между государствами.
Бадехо сказал, что Советский Союз, как великая держава после Второй мировой войны, имел большое влияние на СМИ в Африке. Однако это большое влияние не перешло к России как к главному государству-правопреемнику Советского Союза. Соединенным Штатам или Западу в целом по-прежнему чрезвычайно легко использовать широкое присутствие в СМИ, чтобы определить так много в африканском пространстве, когда речь идет о медиапотоках и информации. Тот факт, что новые технологические гиганты являются американскими, помог и продолжает укреплять западную мертвую хватку в Африке.
С его объективной точки зрения, такое большое количество русскоязычных африканских экспертов, прошедших обучение в Советском Союзе, может еще больше укрепить российское взаимодействие с Африкой благодаря многочисленным мероприятиям, о которых сообщается в СМИ, связывающих Россию со многими африканскими странами. Это выходит за рамки сосредоточения внимания на Африканском союзе или поддержке африканских правительств в Организации Объединенных Наций, чья поддержка едва ли известна народу Африки, учитывая низкое участие СМИ.
«Интересно, а на данный момент мало имиджа России продвигают СМИ в Африке. В лучшем случае западное восприятие и нарратив о России проникают в африканские СМИ», — сказал Бадехо, добавив, что России необходимо больше использовать СМИ для того, чтобы рассказывать свою собственную историю и интерес к России и Африке. В конечном итоге Россия должна прилагать постоянные усилия для создания своей медиасети, которая могла бы сыграть ключевую роль в укреплении отношений, в том числе в медиасфере, с Африкой.