Генерал Абдул Рахман Чиани, лидер переворота в Нигере, уполномочил войска Мали и Буркина-Фасо вмешаться в случае нападения на страну, а Алжир объявил в четверг, что направил своего генерального секретаря министерства иностранных дел Нас Мограмана, чтобы в рамках этих усилий посетил Ниамей, столицу Нигера. выступить посредником и найти политическое решение кризиса, в то время как министр иностранных дел России Сергей Лавров предупредил, что возможное «вторжение» в Нигер будет иметь разрушительные последствия.
Этот мандат последовал за вечерним визитом в четверг в Ниамей министра иностранных дел Буркина-Фасо Оливией Лембой и ее малийским коллегой Абдулаем Диопом, в ходе которого два министра иностранных дел встретились с генералом Чиани.
В конце визита Омар Ибрагим Сиди, заместитель генерального секретаря Министерства иностранных дел Нигера, зачитал заявление, в котором цитирует двух министров, приветствуя выдачу Ниамеем «разрешения» Буркина-Фасо и приказ о вторжении сил обороны и безопасности Мали. . на территории Нигерии в случае нападения.
Буркина-Фасо и Мали, как и Нигер, неоднократно сталкивались с насилием со стороны джихадистов, а лидеры обеих стран также являются чиновниками, захватившими власть силой в период с 2020 по 2022 год.
Вскоре после военного переворота 26 июля в Нигере военные лидеры Буркина-Фасо и Мали выразили свою солидарность с новыми властями Нигера.
Обе страны продемонстрировали поддержку своим соседям, особенно после того, как Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) пригрозило военным вмешательством против нигерийских повстанцев, чтобы восстановить конституционный порядок в стране.
Посредничество в Алжире
Министерство иностранных дел Алжира указало в своем аккаунте на платформе «X» (ранее Twitter), что визит Мограмана был «частью неустанных усилий Алжира по поиску политического решения кризиса в Нигере. регион в целом.
Мограман встретился с премьер-министром Нигера Али Мохамедом Амином Зейном (назначенным военным режимом), включая министра обороны Салифа Моди, министра иностранных дел Бака. На встрече между двумя вечерами присутствовали несколько членов правительства, в том числе Ли Яо Сангаре и министр юстиции Али Дауда.
Этот визит последовал за серией переговоров, проведенных в среду министром иностранных дел Алжира Ахмедом Аттафом между тремя странами ЭКОВАС, а именно Нигерией, Бенином и Ганой, для обсуждения нигерийского кризиса и путей его решения.
6 августа президент Алжира Абдельмаджид Тебун заявил, что «категорически отвергает» любое внешнее военное вмешательство в Нигер, которое, по его словам, представляет собой «прямую угрозу Алжиру», с которым Алжир имеет около тысячи километров границы. добавил в интервью государственному телевидению: «Без нас нет решения, мы — проблема номер один».
Военная риторика усиливается
Дипломатический шаг Алжира совпал с эскалацией риторики о военной интервенции в Нигере после заявления ЭКОВАС в пятницу о том, что оно установило неустановленную дату военной интервенции.
Страны ЭКОВАС и Франция призвали лидеров государственного переворота в Нигере освободить задержанного президента Мохамеда Базума, восстановить его в должности и восстановить конституционный порядок, однако эта просьба пока отклонена.
Два дня назад французская армия отрицала, что просила Алжир использовать ее воздушное пространство для военных операций в Нигере, в ответ на сообщения алжирских СМИ о том, что Алжир отклонил запрос Парижа, направленный на то, чтобы разрешить своим военным самолетам использовать воздушное пространство Алжира в целях ввести возможные санкции против Ниамея.Военные действия.
И в своем последнем дипломатическом шаге страны ЭКОВАС отклонили предложение правящего военного правительства Нигера провести выборы в течение трех лет, продлевая политический тупик, который может привести к военному вмешательству, если не будет достигнут консенсус.
После того, как делегация ЭКОВАС покинула Ниамей, столицу Нигера, позиция ЭКОВАС заключалась в том, чтобы отвергнуть план перехода, предложенный путчистом генералом Абдулом Рахманом Чиани и задержанным президентом Мохаммедом Базумом, а путчист Абдул Рахман Чиани провел там важные встречи.
Отдельно бывший президент Нигера Мохамед Осман заявил, что санкции, введенные ЭКОВАС в отношении Нигера, представляют собой объявление войны Нигеру, поскольку они лишили нигерийцев их прав на основные потребности.
В заявлении, сделанном в четверг в столице Ниамее, Мохамед Осман заявил, что призвал военный совет освободить политических заключенных и узников совести, подчеркнув, что эта мера отвечает интересам народа Нигера.
Примечательно, что президент Мохаммад Базум победил Мохаммеда Османа во втором туре президентских выборов, а затем Мохаммад Осман отказался признать победу Базума.
Посредничество мусульманских ученых
С другой стороны, президент Нигерии Бола Тийнуб попросил мусульманских ученых выступить посредниками в возвращении делегации в Нигер и завершении диалога с лидерами военного совета.
Развитие событий последовало за закрытой встречей между двумя сторонами в четверг, в ходе которой делегация ученых проинформировала президента Тинуба о результатах его визита в Нигер и заявила, что военный совет открыт для углубления диалога с ЭКОВАС.
С другой стороны, шейх Абдалла Барра, глава академической посреднической делегации, заявил, что президент Бора Тийнуб выразил желание избежать применения силы для разрешения кризиса и восстановления конституционного порядка в Нигере.
Шейх Абдулла Барра сказал, что президент Бора Тинуб принял их совет воздерживаться от применения силы для разрешения споров любого рода, в том числе с участием соседних стран, добавив: «Вот что он делает. Причина, по которой мы вернулись в Нигер, чтобы продолжить диалог и добиться от хунты обязательства восстановить конституционный порядок в стране.
Собравшиеся в Белом доме советники по национальной безопасности из США, Великобритании, Германии, Италии и Франции подчеркнули важность восстановления конституционного порядка в Нигере и поддержали руководство ЭКОВАС.
В Париже президент Франции Эммануэль Макрон призвал к возвращению демократии в Нигер, заявив в четверг в интервью французскому журналу Le Perspective: «Что касается Нигера, мы ясно выражаемся: переворот — это переворот против демократии в Нигере, против народа Нигера и против терроризма. »
В этом контексте Франция призвала к освобождению президента Мохаммада Базума и «восстановлению конституционного порядка», заявил Макрон.
Лавров предупреждает о последствиях «вторжения»
Тем временем министр иностранных дел России Сергей Лавров предупредил в четверг о последствиях возможной военной интервенции ЭКОВАС в Нигере, заявив, что «вторжение» нанесет «разрушительный удар по тысячам людей».
Лавров заявил на пресс-конференции после саммита БРИКС в Южной Африке: «Я не думаю, что это вторжение принесет кому-то пользу. На самом деле, другая сторона строит силы для борьбы с вторжением. Я действительно не хочу этого. Для африканцев , это будет иметь разрушительные последствия для многих стран и тысяч людей».
Министр иностранных дел России призвал к изучению реальных причин переворотов в Африке, как это произошло в Нигере, подчеркнув, что Запад истощил ресурсы континента, в отличие от России — а до этого и от СССР — у которых было иное поведение в промышленности, образование и медицина.
Агентство Associated Press недавно сообщило, что член группы переворота в Нигере обратился за помощью к российской группе «Вагнера», которую рассматривал как гарантию того, что новый режим Нигера продолжит удерживать власть.
С другой стороны, российские СМИ сообщили, что путчисты в Нигере начали дистанцироваться от России и военных сил Вагнера, подчеркивая свою готовность наладить политическое и экономическое сотрудничество с Западом в попытке успокоить ситуацию.
Группа Вагнера имеет сильное военное присутствие в ряде африканских стран, особенно в Центральноафриканской Республике. По оценкам зарубежных СМИ, в этой стране насчитывается около 2000 бойцов Вагнера.