Как Россия поддерживает полеты своего парка западных самолетов

ДУБАЙ, 23 августа (Рейтер) — Самолет Airbus «Уральских авиалиний» приземлился в российском городе Екатеринбурге 14 ноября. После этого он остался прикованным к асфальту.

Через три дня к самолету, по данным российской таможни, прибыла ответственная запчасть для навигационных систем заявленной стоимостью более четверти миллиона долларов производства американской компании Northrop Grumman (NOC.N).

Неделю спустя, 24 ноября, А320 вылетел в Москву и с тех пор, согласно данным отслеживания рейсов, перевозит пассажиров по России и Центральной Азии.

Несмотря на западные санкции, направленные на то, чтобы помешать российским перевозчикам закупать детали для своих самолетов Airbus и Boeing, «Уральские авиалинии» импортировали более 20 самолетов американского производства с момента вторжения России в Украину в феврале 2022 года, согласно отчетам таможни.

Согласно анализу Reuters, в общей сложности детали самолетов на сумму не менее 1,2 миллиарда долларов поступили в российские авиакомпании в период с мая прошлого года, когда в Украину действовало большинство торговых ограничений и запретов на экспорт США и ЕС, и до конца июня этого года. таможня. записи показывают.

Оборудование варьировалось от предметов первой необходимости, необходимых для поддержания самолета в летной годности, таких как устройства Northrop Grumman, клапаны давления в кабине, дисплеи в кабине и шасси, до запасных частей и более обыденных вещей, таких как кофеварки, телефоны стюардесс и сиденья для унитазов.

Таможенные записи показывают, что монеты были отправлены в Россию через посредников в таких странах, как Таджикистан, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Турция, Китай и Кыргызстан – ни одна из которых не одобряла западные санкции против России.

Цифра в 1,2 миллиарда долларов занижает общую стоимость авиационных запчастей, импортированных за период, рассматриваемый Reuters, поскольку она включает только поставки, предназначенные непосредственно российским авиакомпаниям или их подразделениям технического обслуживания, а не авиационные детали, отправленные другим компаниям в России.

Олег Пантелеев, директор авиационного аналитического центра «АвиаПорт» в Москве, заявил, что российские авиакомпании «решили проблему» операций в условиях западных санкций.

«Сначала был шок, никто не знал, что делать», — сказал он агентству Reuters. «Через два-три месяца были найдены новые каналы поставок, а через шесть-девять месяцев появилось множество альтернатив, что снизило цены и сроки доставки».

«БЕСПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ»

Заместитель генерального директора «Уральских авиалиний» Кирилл Скуратов отказался комментировать, как российский перевозчик закупал запасные части. «Я вам точно не скажу», — сказал он агентству Reuters. «Это бесполезная информация».

Изучив список, составленный агентством Reuters, компания Northrop Grumman заявила, что не выявила каких-либо услуг по продаже или ремонту, оказываемых компанией российским предприятиям. Northrop Grumman заявила, что у нее есть «надежные процессы и процедуры, помогающие обеспечить соблюдение всех применимых законов и правил об экспорте и санкциях».

Правительство США заявило, что его экспортный контроль и контроль его союзников серьезно повлияли на российский авиационный сектор.

«Мы продолжим активно обеспечивать соблюдение наших мер контроля, устраняя и разрушая незаконные сети, преследуя лиц, которые уклоняются от ограничений, и напрямую взаимодействуя с промышленностью и иностранными правительствами для обеспечения соблюдения требований», — заявил представитель Министерства торговли.

Представитель Европейского Союза заявил, что блок тесно координирует свои действия со странами, которые ввели аналогичные торговые ограничения, чтобы их нельзя было обойти.

«В некоторых странах существуют системы мониторинга, контроля и блокировки реэкспорта», — сказал чиновник.

Конечно, западные санкции усложнили жизнь российскому авиационному сектору.

В середине 2022 года источники в авиационной отрасли рассказали, как некоторые российские авиакомпании разбирают часть самолетов на запчасти. А российская авиакомпания S7 Airlines в июне прошлого года заявила, что вынуждена отказаться от планов по запуску лоукостера, поскольку не может принять поставку заказанных ею самолетов Airbus (AIR.PA).

Как и его американский конкурент Boeing (BA.N), европейский производитель самолетов разорвал связи со своими российскими клиентами, когда санкции вступили в силу.

Однако по состоянию на 1 мая этого года российские авианосцы имели в эксплуатации или на техническом обслуживании 541 западный самолет, согласно данным, собранным швейцарским поставщиком авиационной разведки ch-aviation. Это примерно тот же уровень, что и до войны, если принять во внимание 75 самолетов, арендованных российскими авиакомпаниями и перешедших в собственность их иностранных владельцев, по данным Ch-aviation.

Графики Reuters Графики Reuters

По данным Росстата, в июне российские авиакомпании перевезли 10,1 млн пассажиров по сравнению с 8,87 млн ​​в июне 2022 года и 11,1 млн в июне 2021 года.

Без западных самолетов российским авиакомпаниям пришлось бы резко сократить штат сотрудников, поскольку в их парке, по данным Ch-aviation, насчитывается всего около 150 авиалайнеров российского производства.

Министерство торговли России и власти гражданской авиации не ответили на сообщения с просьбой прокомментировать ситуацию.

МАРШРУТ ТУРА

До введения торговых ограничений «Уральские авиалинии», «Аэрофлот» (AFLT.MM), S7 и другие российские перевозчики полагались на техническую поддержку со стороны глобальных компаний, таких как немецкая Lufthansa Technik.

Когда эти компании прекратили предоставлять услуги (Lufthansa Technik заявила, что приостановила продажи в Россию с 28 февраля 2022 года), российские авиакомпании обратились к гораздо меньшему кругу поставщиков.

Например, согласно данным таможни, в апреле 2022 года подразделение технического обслуживания S7, S7 Engineering, начало импортировать детали от молдавской компании Air Rock Solutions.

Первой поставкой были фильтры для воды для камбузов Airbus заявленной стоимостью 1700 долларов. Согласно отчетам, в течение следующих 14 месяцев S7 получила от Air Rock запчастей на сумму не менее 1,23 миллиона долларов.

Иван Мельников, управляющий директор Air Rock и другого дистрибьютора авиационных запчастей в Молдове Aerostage Services, отрицает продажу продукции в Россию. Он сказал, что большинство его клиентов находятся, среди прочего, в Объединенных Арабских Эмиратах и ​​Кыргызстане.

«Невозможно вести бизнес с российскими компаниями из Молдовы, просто учитывая, что их банки запрещены в Молдове и платежи не обрабатываются», — сказал Мельников агентству Reuters. «Мы не хотим терять наших местных и международных партнеров ради краткосрочных доходов».

Большинство грузов, зарегистрированных в российских таможенных отчетах как отправленные компаниями Air Rock и Aerostage, следовали окольными маршрутами, проходя транзитом через Объединенные Арабские Эмираты или Кыргызстан. На вопрос, может ли это свидетельствовать о том, что его клиенты в этих странах перенаправили свои поставки российским авиакомпаниям, молдавский бизнесмен не ответил.

S7 и «Аэрофлот» не ответили на сообщения с просьбой прокомментировать ситуацию.

УСЛУГИ «НОС К ХВОСТУ»

Серийный номер в российских таможенных документах устройства Northrop Grumman, отправленного в Екатеринбург в прошлом году, показывает, что эта деталь была изготовлена ​​в октябре 2008 года и использовалась на разных самолетах, в том числе на самолете в Саудовской Аравии шесть лет назад, сообщил источник в отрасли, имеющий доступ к техническому обслуживанию. базы данных.

Хотя в таможенных отчетах не упоминается компания, отгрузившая устройство в ноябре, они показывают, как другие важные американские детали, оснащенные высокотехнологичными лазерными гироскопами, попали в «Уральские авиалинии» в течение 14-месячного периода.

Например, в июле 2022 года один из них был отправлен «Уральским авиалиниям» через Объединенные Арабские Эмираты строительной компанией «Истиклолият 20», базирующейся в Таджикистане. По данным, в сентябре 2022 года другая таджикская строительная компания «Кафолати Комил» также отправила одну из деталей в Россию через Объединенные Арабские Эмираты.

Махмадбашир Якубов, генеральный директор «Истиклолият 20», не ответил на телефонные сообщения с просьбой прокомментировать ситуацию. Агентству Reuters не удалось связаться с Комилчоном Якубовым, управляющим директором компании «Кафолати Комил».

Согласно данным таможни, некоторые поставки запчастей Northrop Grumman для «Уральских авиалиний», которые следовали транзитом через Объединенные Арабские Эмираты, осуществлялись компанией Skyparts FZCO.

Созданная в июне 2022 года и зарегистрированная в однокомнатном офисе в одной из свободных экономических зон Дубая, Skyparts на своем сайте заявляет, что основана профессионалами авиации и предлагает своим клиентам «носовые хвосты» для своих самолетов.

Однокомнатный офис дистрибьютора авиационных запчастей Skyparts FZCO в одной из свободных зон Дубая в Дубае, Объединенные Арабские Эмираты, 15 марта 2023 года. REUTERS/Lisa Barrington/File Photo Приобретите лицензионные права

Отвечая на вопрос о поставках устройства Northrop Grumman, директор Skyparts Саид Абдуллоев сказал Reuters, что он знаком с этой деталью, и подтвердил, что базирующаяся в Дубае компания ведет бизнес с таджикскими компаниями, включая «Истиклолият 20».

Он сказал, что Skyparts приобрела одну из запчастей Northrop Grumman у американского поставщика, но отрицает, что когда-либо отправляла ее в Россию. Он отказался назвать американскую компанию.

МУЖ И ЖЕНА

По данным таможни, российский авиаперевозчик Nordwind Airlines, судя по всему, воспользовался своими семейными связями для приобретения запчастей для 12 самолетов Airbus и 15 самолетов Boeing, находящихся в его парке.

Согласно отчетам компании, принадлежащая российской предпринимательнице Карине Букрей, авиакомпания импортировала сотни деталей из Ramses Turizm. Компания Ramses Turizm, базирующаяся на турецком курорте Анталья, принадлежит мужу Букрея, Рамазану Акпинару.

Nordwind и Букрей не ответили на сообщения с просьбой прокомментировать ситуацию.

В разговоре с агентством Reuters 4 апреля этого года Акпинар подтвердила, что владеет Ramses Turizm и замужем за Букреем. Он не ответил на вопросы об экспорте авиационных запчастей в Nordwind.

Российские записи показывают, что Nordwind прекратил получать детали от Ramses Turizm через три дня после того, как агентство Reuters спросило о них. Однако авиакомпания продолжала импортировать детали у другой турецкой компании Na Havacilik ve Teknik, также базирующейся в Анталии.

Агентству Reuters не удалось связаться с Нусретом Альпером, который основал Na Havacilik в августе 2022 года, для получения комментариев.

Согласно таможенным данным, Nordwind также импортировала детали через свое подразделение технического обслуживания NW Technic. Генеральный директор Валерий Пашаев сообщил агентству Reuters, что его подразделение занимается исключительно обслуживанием самолетов и не занимается поставками запасных частей.

«Люди приносят мне детали и говорят, где их установить», — говорит Пашаев. «Я беру детали и устанавливаю их».

Дополнительные репортажи Лизы Баррингтон в Дубае и Мориса Таммана в Нью-Йорке; Монтаж Дэвида Кларка и Дэниела Флинна.

Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.

Получить лицензионные праваоткрыть новую вкладку

cristiano mbappe