Проект по производству сжиженного природного газа (СПГ) «Арктик-2», расположенный в Гыдане на севере России, разрабатывает его владелец ООО «Арктик СПГ».
ООО «Арктик СПГ» — компания, созданная НОВАТЭКом (60%), TotalEnergies (10%), CNPC (10%), CNOOC (10%) и Japan Arctic LNG (10%), которая является консорциумом Mitsui и JOGMEC.
Проект включает разработку Утреннего нефтегазоконденсатного месторождения на суше и завода по сжижению природного газа на Гыданском полуострове.
Окончательное инвестиционное решение по проекту было принято в сентябре 2019 года. Общий объем необходимых инвестиций оценивается в 21,3 млрд долларов США. Ожидается, что первый этап разработки будет введен в эксплуатацию в конце 2023 года.
Расположение проекта «Арктик СПГ 2»
Проект расположен на Салмановском лицензионном участке в западной части Гыданского полуострова. Он расположен примерно в 170 км и 240 км от сельских районов Гыда и Антипаюта соответственно.
Контекст развития «Арктик СПГ 2»
Лицензия на недропользование на Утенном месторождении стала второй в 2014 году. В 2017 году для проекта был создан Центр строительства морских суперобъектов для строительства гравитационных сооружений (ЦГС).
Ожидается, что проект будет реализован поэтапно, начиная с разведки углеводородов на Утреннем нефтегазоконденсатном месторождении.
Начальное проектирование и проектирование (FEED) проекта было завершено в 2018 году, и к концу 2022 года было пробурено 79 добывающих скважин.
Детали проекта «Арктик СПГ 2»
Проект включает строительство трех линий сжижения мощностью 6,6 млн тонн в год (Мт/год) с использованием платформ GBS. Гравитационные конструкции минимизируют капитальные затраты и площадь проекта в арктической зоне России.
Планируется установить три платформы GBS. Первые две структуры будут состоять из двух 114 500 м3 Резервуары для хранения СПГ и 98м3 резервуар для хранения этана. Третий ОГТ будет состоять из двух 114 500 м3 Резервуары для хранения СПГ.
Терминал СПГ и ЮГК «Утренний» будет предоставлять логистические услуги для газовозов и проектных танкеров, отгрузку СПГ и ЮГК. Он также будет предоставлять складские помещения для хранения грузов, временные причалы и другие логистические услуги на этапах подготовки и эксплуатации. Помещения и операционные площади СПГ-терминала будут использоваться для реализации Проекта, а также в федеральных целях.
Проект также предусматривал создание специального аэропорта с взлетно-посадочной полосой длиной 1550 м для приема самолетов малого и среднего размера. Первый самолет приземлился в аэропорту в июне 2021 года.
Детали Утреннего нефтегазоконденсатного месторождения на суше
Утреннее нефтегазоконденсатное месторождение, открытое в 1979 году, расположено на Гыданском полуострове ЯНАО, примерно в 70 км через Обскую губу от завода «Ямал СПГ». Земля будет служить ресурсной базой проекта.
Всего на месторождении пробурено 213 скважин с 20 кустовых площадок, из них 191 скважина газоконденсатная.
В разработку месторождения входят установки комплексной подготовки газа, терминал предварительной подготовки газа, газосборная сеть и трубопроводы. Переработанный газ будет направляться на комплекс СПГ по отдельным газопроводам.
В состав месторождения войдут газовая электростанция мощностью 12 МВт, линии электропередач, энергоспасательный пункт, системы водоснабжения и канализации, вахтовые поселки и другие объекты.
Энергоцентр для снабжения проекта электроэнергией также должен быть создан для восполнения дефицита электроснабжения до тех пор, пока ГТЭС не будет введена в эксплуатацию.
Доказанные и вероятные запасы 2P Утреннего месторождения на 2022 год оцениваются в 1 457 млрд кубометров газа и 89 млн тонн конденсата.
Детали конструкции
На НОВАТЭК-Мурманск судостроительный завод возводит гравитационные конструкции и верхнее строение. Первая линия по производству СПГ на гравитационной платформе была введена в эксплуатацию в июле 2023 года, вторая линия находится в стадии строительства.
Сведения о транспортировке СПГ
СПГ и СГК с завода СПГ будут транспортироваться в Европу (в западном направлении) на 15 флотах газовозов ледового класса Arc7, строящихся на судостроительном комплексе «Звезда».
Суда грузоподъемностью 81 000 тонн будут иметь длину 300 м и ширину по литой раме 48,8 м и будут оснащены мембранной системой хранения СПГ Mark III.
Транспортировка будет осуществляться по Северному морскому пути в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Соглашения об удалении
Соглашение купли-продажи (SPA) было подписано с ENN LNG (Сингапур), дочерней компанией ENN Natural Gas, в январе 2022 года о закупке 0,6 млн тонн СПГ в год в течение 11 лет.
В январе 2022 года также было заключено соглашение о поставках, подписанное с Zhejiang Energy, на поставку 1 млн тонн СПГ в год в течение 15 лет.
В апреле 2021 года было заключено 20-летнее соглашение SPA со всеми партнерами, участвующими в совместном предприятии проекта. Партнеры согласились продавать СПГ в соответствии с их соответствующей долей владения в проекте.
«НОВАТЭК» также подписал контракты на поставку с Vitol и Repsol в апреле 2019 года на поставку 1 млн тонн СПГ в год с проекта, а также других проектов «НОВАТЭКа» сроком на 15 лет.
В феврале 2021 года Shenergy Group подписала долгосрочное соглашение об отгрузке более 3 млн тонн СПГ сроком на 15 лет.
Финансирование
Кредит в размере 10,71 млрд долларов (9,5 млрд евро) был получен от российских и международных банков сроком на 15 лет в ноябре 2021 года.
Соглашения о кредитной линии на сумму 2,82 долл. США (2,5 млрд евро) были подписаны с китайскими финансовыми учреждениями, в том числе с Банком развития Китая и Экспортно-импортным банком Китая.
Члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подписали соглашение о предоставлении кредита на сумму 2,82 доллара США (2,5 миллиарда евро).
ПАО Сбербанк, Газпромбанк и его дочерний банк Bank GPB International, Государственная корпорация развития и Банк Финансовая корпорация «Открытие» договорились о предоставлении 5,7 млрд долларов (4,5 млрд евро).
Привлеченные подрядчики
В сентябре 2020 года подписано долгосрочное чартерное соглашение с СМАРТ СПГ (совместное предприятие НОВАТЭКа и ПАО «Совкомфлот») на 14 газовозов ледового класса Arc7, которые будут построены на судостроительном комплексе «Звезда».
Контракты на фрахтование, финансирование и строительство опытного танкера-газовоза ледового класса, строящегося на верфи «Звезда», были подписаны в октябре 2019 года. Ранее участники «Арктик СПГ 2» (НОВАТЭК, TOTAL, CNPC, CNOOC и консорциум Mitsui и JOGMEC) в соответствии с морской транспортной стратегией проектов одобрили строительство 15 газовозов ледового класса Arc7 на судостроительном комплексе «Звезда».
В феврале 2022 года между MOL, дочерней компанией Mitsui OSK Lines (MOL), и ООО «Арктик СПГ» было подписано соглашение о фрахтовании трех ледоколов-газовозов для проекта. Контракт следует за чартером, подписанным в октябре 2020 года. построен на международной верфи Гуанчжоу, Китай, первая поставка ожидается в 2024 году.
Technip Energies, энергетическая технологическая компания, совместно с Saipem и NIPIGAS, была привлечена для предоставления инженерных, закупочных и строительных услуг для проекта. Первый модуль для первой линии СПГ был доставлен в сентябре 2021 года.
НИПИГАЗ, как генеральный подрядчик, отвечающий за разработку проекта, выполнил проектную подготовку объектов береговой инфраструктуры, проведя инженерные изыскания и разработав проектную документацию.
Подписан договор фрахтования с компанией «Смарт СПГ», совместным предприятием НОВАТЭКа и судоходной компании ПАО «Совкомфлот», на строительство 15 танкеров-газовозов на судостроительном комплексе «Звезда» в сентябре 2020 года. подписано в октябре 2019 г.
Энергетическая технологическая компания Siemens заключила контракт на поставку трех компрессоров питательного газа и шести компрессоров отпарного газа для проекта в феврале 2019 года.
Контракт на проектирование и строительство платформ ОГТ был заключен с SAREN, совместным предприятием Renaissance Heavy Industries Russia и Saipem, в декабре 2018 года. SAREN заключила субподряд с инжиниринговой компанией «Газтранспорт и Техногаз» для предоставления детального проектирования и услуг по строительству трех ОГТ. . платформы в сентябре 2019 года.
Контрактное соглашение с SAREN включало управление, проектирование, поставку материалов и оборудования, строительство трех конструкций ОГТ для трех линий СПГ в центре НОВАТЭК-Мурманск, а также буксировку и монтаж конструкций ОГТ.
Итальянская компания Nuovo Pignone, входящая в состав Baker Hughes (BHGE), компании GE, получила контракт на поставку газотурбинных компрессоров и газотурбинных генераторов для трех линий сжижения. BHGE выбрала инженерную компанию Flenco для поставки вспомогательных систем для проекта.
Больше проектов
Узнать больше