Российско-украинский кризис: новые санкции США и экспортный контроль после саммита G7 сигнализируют о продолжении кампании давления





Время чтения: 7 минут
Практики: Экономические санкции и экспортный контроль, Борьба с коррупцией/Международные риски


Эта статья была первоначально опубликована Закон360 22 мая 2023 г.

19 мая 2023 года в координации с аналогичными заявлениями других стран G7 Соединенные Штаты объявили о новых санкциях и экспортном контроле против России в ответ на продолжающуюся войну в Украине. Одновременно с началом саммита G7 в Японии новые ограничения направлены на дальнейшее ограничение доступа России к экономикам G7, в том числе нацелены на нероссийские стороны, которые помогают России обходить существующие ограничения. В совокупности новые ограничения свидетельствуют о сохраняющейся многосторонней приверженности усилению экономического давления на Россию и подчеркивают растущие проблемы соблюдения требований для компаний, которые продолжают использовать возможности, связанные с Россией.

Новые элементы управления

Новые ограничения включают как (1) дополнительные санкции, введенные Управлением по контролю за иностранными активами («OFAC») Министерства финансов США; и (2) новые экспортные ограничения, введенные Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США («BIS») в качестве поправок к Правилам экспортного контроля («EAR»).

Новые санкции против России включают:

  • Обозначения SDN: С февраля 2022 года OFAC включило более 2500 лиц, связанных с Россией, в список особо обозначенных граждан и заблокированных лиц («SDN»). 19 мая OFAC включило в список SDN еще 22 физических и 104 юридических лица из более чем 20 юрисдикций. Примечательно, что многие из новых обозначений нацелены на партии за пределами России, включая партии, базирующиеся в Финляндии, Индии и Нидерландах. Эти нероссийские стороны стали мишенью за помощь России в обходе существующих санкций и экспортных ограничений. Новые санкции также частично нацелены на других крупных игроков российской экономики, включая Службу внешней разведки России, российских оборонных поставщиков, импортеров технологий, образовательные учреждения и энергетические компании. В некоторых случаях OFAC выдавало полные лицензии, позволяющие гражданам США участвовать в операциях, которые обычно носят случайный характер и необходимы для прекращения отношений с лицами, находящимися под санкциями, на ограниченный период. Например, Генеральная лицензия № 68 разрешает до 00:01 по восточному поясному времени 18 июля 2023 года проводить ликвидационные операции с некоторыми вновь определенными российскими образовательными учреждениями.
  • Сервисные баны: Указ 14071 запрещает, среди прочего, поставка из Соединенных Штатов или лицом из Соединенных Штатов определенных услуг в Российскую Федерацию, включая определенные бухгалтерские услуги, создание трастов и бизнеса, управленческий консалтинг и услуги квантовых вычислений. 19 мая OFAC расширило этот запрет, включив в него предоставление архитектурных и инженерных услуг. Ограниченные исключения, включая предоставление таких услуг российским организациям, принадлежащим или контролируемым американскими компаниями, по-прежнему доступны.
  • Ограничения по секторам: Исполнительный указ № 14024 уполномочивает министра финансов, по согласованию с другими членами кабинета, налагать блокирующие санкции на любую сторону, решившую действовать или действовавшую в определенных секторах российской экономики. 19 мая OFAC расширило круг определенных секторов, включив в него архитектурную, машиностроительную, строительную, обрабатывающую и транспортную отрасли. Таким образом, любая сторона, работающая в этих секторах экономики, рискует подвергнуться санкциям.
  • Поправка к Руководящему принципу 4: В соответствии с Директивой 4 Исполнительного указа 14024, изданного в феврале 2022 года, гражданам США запрещается участвовать в «любых операциях с участием Центрального банка Российской Федерации, Фонда национального благосостояния Российской Федерации или Министерства финансов Российской Федерации». Российская Федерация, включая любую передачу активов таким организациям или любые операции с иностранной валютой для таких организаций или от их имени», с небольшими исключениями. OFAC в настоящее время внесло поправку в Директиву 4, включив в нее требование о предоставлении любого из вышеперечисленных российских лиц должны представлять отчет в OFAC не позднее 18 июня 2023 г., а затем ежегодно до 18 июня 2023 г. 30 июня любого года. В соответствующем пресс-релизе OFAC указано, что «[t]его обязательство по отчетности предназначено для предоставления дополнительной информации и достоверности информации о российских суверенных активах, связанных в юрисдикции США. Это согласуется с аналогичной мерой, недавно принятой Европейским союзом, и реализует обязательство, взятое сегодня лидерами G7, предпринять шаги для полного картирования суверенных активов России, которые останутся связанными в юрисдикциях G7, пока Россия не заплатит за нанесенный ущерб. нанесено Украине. ».1
    • Основным исключением из Директивы 4 является Генеральная лицензия № 13 и ее правопреемники, которые разрешают платежи российскому правительству, необходимые для повседневной коммерческой деятельности организаций в России, находящихся под юрисдикцией США (Например, налоги). OFAC выдало Генеральную лицензию № 13E, продлив это разрешение до 00:01 по восточному поясному времени 17 августа 2023 года. Однако неясно, будет ли OFAC продолжать продлевать эту Генеральную лицензию на неограниченный срок. Кроме того, Генеральная лицензия и ее предшественники не разрешают уплату так называемого «налога на выход» для сторон, стремящихся отказаться от операций, связанных с Россией, который, согласно указаниям OFAC, не связан с текущей деятельностью. -дневные хозяйственные операции.

Новые меры экспортного контроля, нацеленные на Россию, включают:

  • Обозначения списка объектов: 19 мая BIS включил в список юридических лиц 69 российских участников. Кроме того, BIS также включила армянскую и кыргызскую стороны в список организаций за поведение, препятствующее мониторингу конечного использования и создающее риск утечки в Россию. Соответственно, как граждане США, так и лица, не являющиеся гражданами США, должны запрашивать разрешение BIS на экспорт, реэкспорт и передачу (внутри страны) зарегистрированным организациям всех товаров, подпадающих под действие EAR. Кроме того, BRI отметил, что все 69 российских сторон квалифицируются как «военные конечные пользователи» в соответствии с EAR, отражая все более широкое представление BRI о масштабах того, что квалифицируется как «военный конечный пользователь» (как в России, так и, потенциально, в Россия). другие юрисдикции с аналогичными ограничениями, например Китай). Кроме того, это определение также означает, что к экспорту в эти страны применяется правило прямого иностранного конечного пользователя (ПВП) из России/Беларуси. Правило FDP Russia/Belarus распространяет ограничения Списка организаций на определенные товары, произведенные за пределами Соединенных Штатов и созданные с использованием соответствующих американских технологий.
  • Новые отраслевые средства контроля: В рамках акции от 19 мая BIS добавил 1224 категории промышленных товаров, идентифицированных кодом Гармонизированной тарифной сетки («HTS») (охватывающих ряд электроники, инструментов и передовых волокон для армирования композитных материалов, включая углеродные волокна). к соответствующему дополнению к EAR, в котором перечислены промышленные товары, требующие лицензии на экспорт в Россию, независимо от их контрольного статуса. BIS также расширил отдельное приложение, чтобы добавить определенные химические вещества в список предметов, требующих лицензии. Эти действия значительно расширяют ассортимент товаров, подлежащих контролю, и подчеркивают, что стороны, стремящиеся экспортировать товары, подпадающие под действие EAR (в том числе, среди прочеговсе предметы американского происхождения) должны оценить как классификационный номер экспортного контроля («ECCN») И HTS-код статьи, прежде чем продолжить.
  • Продление правила СвДП в России/Беларуси: BRI также расширил правило России/Белоруссии для СвДП, чтобы применить его к Крыму, гарантируя, что даже некоторые товары, не произведенные в США, подпадают под существующий обширный экспортный контроль, нацеленный на Крым.

Наконец, Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями Министерства финансов США («FinCEN») и BIS выпустили дополнительное предупреждение, продолжая призывать к бдительности в отношении потенциальных попыток России уклониться от экспортного контроля. Дополнительное предупреждение, следующее за аналогичным совместным предупреждением, выпущенным в июне 2022 года, представляет собой второй пример того, как FinCEN и BIS призывают финансовые учреждения отслеживать транзакции, которые могут нарушать экспортный контроль. Более пристальное внимание банков к экспортным соображениям может оказать существенное влияние на способность компаний быстро обрабатывать финансовые операции.

Еда на вынос

Прежде всего, новые ограничения являются демонстрацией неизменной решимости Соединенных Штатов и их союзников помешать России реализовать свою военную стратегию в Украине.

Во-вторых, новые ограничения сигнализируют о том, что Соединенные Штаты вступили в новую фазу своей стратегии принуждения России, сосредоточив внимание на наложении последствий на нероссийские стороны и страны, которые косвенно поддерживают военные действия России через продолжающееся коммерческое взаимодействие. Акцент правительства США на тех, кто обходит его торговые ограничения, означает, что нероссийские организации могут стать все более частыми мишенями для правоохранительных органов, и даже непрямые точки контакта с Россией могут представлять риск соблюдения.

В-третьих, хотя новые ограничения технически еще не представляют собой эмбарго в отношении России, они приближают санкции и экспортный контроль к этому определению. Например, сочетание новых назначений военных конечных пользователей и значительных новых отраслевых мер контроля в отношении более 1000 новых категорий неконтролируемых продуктов означает, что существует все более обширный список транзакций, в которых либо по вине конечного пользователя, либо по вине предмета, либо по тому и другому: экспорт в Россию запрещен без лицензии, даже если он не относится к юридическому лицу, включенному в список запрещенных лиц, или предмету, контролируемому в соответствии с EAR.

Наконец, по мере расширения ограничений, налагаемых санкциями США и экспортным контролем, традиционные инструменты соблюдения, такие как решения для проверки сторон с ограниченным доступом и оценка экспортной классификации, теперь являются необходимым, но недостаточным компонентом эффективной программы соблюдения торгового законодательства. Потребность во всесторонних проверках соответствия особенно актуальна для компаний, стремящихся продолжать вести бизнес с Россией на законных основаниях.

cristiano mbappe