- Марико Ой
- Бизнес-корреспондент Би-би-си в Азии
Россия столкнулась с одними из самых жестких санкций в мире после вторжения в Украину, но лишь несколько стран Азиатско-Тихоокеанского региона готовы принять карательные меры против правительства в Москве.
Среди них Китай отказывается прямо осуждать вторжение России в Украину, а также отказывается вводить санкции против России. Индия, Пакистан, Вьетнам, Бангладеш, Лаос и Монголия воздержались при голосовании по предыдущей резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, осуждающей военные действия России.
С другой стороны, прозападные правительства, включая Австралию, Японию, Южную Корею и Тайвань, соответственно ввели санкции, в том числе правительства Японии и Южной Кореи удалили из системы связи некоторые российские банки. ограничено.
Действительно, на страны АТР, участвующие в санкциях против России, в совокупности приходится лишь 8% мировой торговли России.
Сайед Мунир Хасру, директор Бангладешского института политического консультирования и управления, сказал, что на Китай и Индию вместе приходится 18% внешней торговли России, и без этих двух азиатских гигантов санкции «вероятно, не окажут серьезного влияния на Россию». .
И президент Путин давно к этому готов. Западные страны ввели санкции после того, как Россия аннексировала Крым в 2014 году, и Касу сказал, что правительство Москвы начало «сокращать долю доллара в валютных резервах России и конвертировать ее в золото или китайский юань».
Почему Китай воздержался при голосовании?
Со своей стороны, Пекин взвешивает все «за» и «против» действий против Москвы.
Китай является крупнейшим торговым партнером России. Российское вторжение произошло через несколько недель после того, как Пекин снял запрет на импорт российской пшеницы и подписал 30-летнее соглашение о закупке большего количества природного газа в России.
В то же время компании и банки, в том числе российская газовая компания «Газпром», начали использовать юань для расчетов.
Билахари Каусикан, бывший представитель Сингапура в России и ООН, считает, что у Китая есть три основных соображения.
Во-первых, Китай очень чувствителен к принципам международных отношений, таким как суверенитет, территориальная целостность и невмешательство во внутренние дела иностранных государств из-за таких проблем, как Синьцзян, Тибет и Тайвань.
Каускан охарактеризовал российскую агрессию как «прямое и серьезное нарушение этих принципов», но он также указал, что у Китая есть и второе соображение: кроме России, у Китая нет других стратегических партнеров с Россией.
И хотя ни Китаю, ни России не нравится международная система, в которой доминируют западные страны, Коскан сказал, что Китай более тесно связан с этой системой, чем Россия, и что в Китае такие рынки, как Соединенные Штаты, Европа и Япония, важнее, чем Россия.
Он считает, что именно поэтому Китай хочет стабилизировать ситуацию и избежать воздействия санкций против России.
На чьей стороне Индия?
Россия является крупнейшим поставщиком оружия в Индию и Вьетнам, и в прошлом месяце премьер-министр Пакистана Имран Хан был в Москве, чтобы обсудить с Путиным планы строительства газопровода.
По словам Каусгана, у Индии есть большой запас оружия советской эпохи, которое необходимо ей, чтобы оставаться в рабочем состоянии. «И причина, по которой они должны продолжать работать, заключается в том, чтобы иметь дело с Китаем».
Хотя у Индии прочные связи с Россией, у нее также есть четырехсторонний союз с США, Японией и Австралией, что рассматривается как реакция на Китай.
Бывший посол Индии в России Панкадж Саран ранее заявил в социальной сети: «На чьей стороне Индия? Индия на своей стороне».
Через эту позицию можно понять азиатскую реакцию на военные действия России. Правительства здесь имеют долгую историю принятия какой-либо стороны во всем, от торговых споров до прав человека, но когда дело доходит до экономических вопросов, их ответы часто прагматичны.
Касу сказал, что если посмотреть на нее с точки зрения Индии, крупнейшей демократии в мире, обычно ожидается, что она осудит российскую агрессию, но «многие страны сосредоточены на своих собственных геополитических и экономических интересах, а не на соблюдении международных принципов и конвенций». . «.
Сидя на заборе
Более ранняя резолюция Организации Объединенных Наций о российском вторжении также выявила разногласия между азиатскими странами. Тогда против проголосовали пять стран, включая Россию и Северную Корею.
Бирманские делегаты проголосовали за осуждение России, но ее представитель в ООН был назначен гражданским правительством еще до прошлогоднего военного переворота и таким образом проголосовал против правящей хунты, ныне де-факто у власти. Россия продолжала экспортировать оружие в Мьянму после прошлогоднего переворота.
Чонг Цзяин, адъюнкт-профессор кафедры политологии Национального университета Сингапура, описал другие малые азиатские экономики, которые обычно избегают критики крупных держав, таких как Китай и Россия, из страха быть наказанными ими, но теперь вынуждены принимать стороны. между Россией, Китаем и Западом.
«Они понимают, что российская агрессия чрезмерна и бросает вызов концепции суверенитета, от которой они зависят, поэтому предпочитают хранить молчание, не желая критиковать правительство в Москве и не поддерживая его действия».
Он указал, что даже среди западных союзников Южная Корея заняла более консервативную позицию, поскольку понимает необходимость сотрудничества с Россией по Северной Корее и не хочет излишне раздражать Китай.
Многие азиатские правительства опасаются, что у всех у них есть пограничные споры с Китаем, и Пекин сейчас внимательно следит за ситуацией в Украине, чтобы посмотреть, что он может сделать в будущем, если возникнут пограничные споры между ним и его соседями.
Манджари Чаттерджи Миллер, исследователь Совета по международным отношениям, сказал, что многие азиатские страны надеялись использовать влияние США, чтобы сдерживать и уравновешивать Китай, но Индия и некоторые страны Юго-Восточной Азии надеялись, что Россия может сыграть уравновешивающую роль. .
Это объясняет, почему некоторые страны предпочитают не критиковать Россию напрямую, но, наоборот, возникает другой вопрос: чему Китай может научиться у российского вторжения?
Миллер описал вопросы, которые хочет понять Китай: «Если Россию невозможно сдержать, если санкции неэффективны, что это значит для Китая? Что это означает для вторжения Китая в Индо-Тихоокеанский регион или для будущего Тайваня? «
Она добавила, что сложная часть заключается в том, как долго те, кто сидит на заборе, могут хранить молчание, когда цены на нефть растут, войны продолжаются и продолжают происходить зверства.