В Украине несколько стартапов разрабатывают системы искусственного интеллекта (ИИ), которые помогут пилотировать огромный парк дронов, выводя войну на неизведанную территорию, где истребители сражаются за технологическое преимущество в бою.
Украина надеется, что размещение дронов с искусственным интеллектом через линию фронта поможет ей преодолеть растущее подавление сигнала со стороны России и позволит беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) работать более крупными группами.
Развитие дронов с искусственным интеллектом в Украине в значительной степени разделено на визуальные системы, помогающие идентифицировать цели и направлять к ним дроны, картографирование местности для навигации и более сложные программы, позволяющие дронам действовать взаимосвязанными «роями».
Swarmer, компания, работающая в этом направлении, разрабатывает программное обеспечение, объединяющее дроны в сеть. Решения могут быть реализованы мгновенно для всей группы, при этом человек вмешивается только для того, чтобы дать зеленый свет автоматическим нажатиям клавиш.
(Чтобы быть в курсе последних технологических новостей дня, подпишитесь на наш технологический информационный бюллетень Today’s Cache)
«Когда вы пытаетесь масштабироваться (с помощью пилотов-людей), это просто не работает», — заявил агентству Reuters генеральный директор Swarmer Сергей Куприенко в киевском офисе компании. «Роем из 10 или 20 дронов или роботов людям практически невозможно управлять».
Swarmer — одна из более чем 200 технологических компаний, которые возникли с тех пор, как Россия начала полномасштабное вторжение в 2022 году. Гражданские специалисты из ИТ-сектора разрабатывают дроны и другие устройства, чтобы помочь Украине противостоять гораздо более крупному врагу.
Куприенко сказал, что, хотя пилоты-люди с трудом справляются с операциями с участием более пяти дронов, ИИ сможет справиться с сотнями.
Система под названием Styx позволяет пилотировать сеть разведывательных и ударных дронов, малых и больших, в воздухе и на земле. По его словам, каждый дрон сможет планировать свои движения и предсказывать поведение других членов роя.
По словам Куприенко, помимо расширения операций автоматизация поможет защитить пилотов дронов, которые действуют вблизи линии фронта и являются приоритетной целью для огня противника.
Технология Свормера все еще находится в стадии разработки и прошла лишь экспериментальные испытания на поле боя, добавил он.
Сэмюэл Бендетт, заместитель старшего научного сотрудника Центра новой американской безопасности, сказал, что системам управления дронами с искусственным интеллектом, вероятно, понадобится участие человека, чтобы система не допускала ошибок при выборе целей.
Оружие, исключающее человеческое суждение, вызывает много опасений по поводу его этики. В исследовательском отчете Европейского парламента за 2020 год предупреждается, что такие системы могут совершать нарушения международного гуманитарного права и снижать порог начала войны.
ИИ уже используется в некоторых дальних ударах украинских дронов, нацеленных на военные объекты и нефтеперерабатывающие заводы в сотнях миль внутри России.
Украинский чиновник, пожелавший остаться неизвестным, сообщил Reuters, что в атаках иногда участвовало около 20 дронов.
Основные дроны летят к своей цели, а задача остальных по пути уничтожить или отвлечь средства ПВО. Для этого они используют искусственный интеллект под наблюдением человека, который помогает обнаруживать цели или угрозы и планировать возможные маршруты, добавил источник.
Подавление сигнала
Потребность в дронах с поддержкой искусственного интеллекта становится все более острой, поскольку обе стороны развертывают системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые нарушают сигналы между пилотами и дронами.
Небольшие недорогие дроны, в частности FPV (вид от первого лица), которые стали для обеих сторон основным средством нанесения ударов по транспортным средствам противника в 2023 году, показывают, что их результативность резко падает по мере увеличения помех.
«Мы уже работаем над концепцией, что в ближайшее время на линии фронта не будет связи» между пилотом и дроном, — рассказал Макс Макарчук, руководитель направления искусственного интеллекта Brave1 — акселератора оборонных технологий, созданного украинской компанией. правительство.
По словам Макарчука, процент FPV, достигших цели, неуклонно снижается. У большинства FPV-модулей сейчас показатель успеха составляет 30-50%, в то время как для новых пилотов этот показатель может составлять всего 10%.
Он предсказал, что FPV-дроны с искусственным интеллектом могут похвастаться вероятностью успеха около 80%.
Чтобы противостоять угрозе РЭБ, такие производители, как Swarmer, начали разрабатывать функции, которые позволяют дрону захватывать цель с помощью камеры.
Системы РЭБ образуют невидимый купол помех сигнала над техникой и солдатами, которых они защищают.
Если контакт пилота с дроном прерывается, он больше не может им управлять и аппарат падает на землю или продолжает лететь по прямой.
Автоматизация финальной части полета дрона к цели означает, что ему больше не нужен пилот, что сводит на нет эффект помех радиоэлектронной борьбы.
Дроны с поддержкой искусственного интеллекта разрабатывались уже много лет, но до сих пор считались дорогими и экспериментальными.
Бендетт сказал, что перед вторжением 2022 года Россия разработала воздушные и наземные дроны с поддержкой искусственного интеллекта и добилась определенных успехов.
В Украине основная задача производителей — произвести недорогую систему прицеливания с искусственным интеллектом для дронов. Это позволит массово развернуть его по всей 1000-километровой линии фронта, где каждую неделю используются тысячи FPV-дронов.
Затраты можно сократить, запустив программы искусственного интеллекта на Raspberry Pi, небольшом недорогом компьютере, который приобрел всемирную популярность за пределами образовательных целей, для которых он был разработан.
Макарчук сказал, что, по его оценкам, стоимость установки простой системы наведения, которая бы фиксировала форму, видимую камерой дрона, составляет всего около 150 долларов за дрон.