ХЕРСОН, Украина >> Спустя год после того, как Украина отбила город Херсон у российских оккупационных сил, жители привыкли слышать стрельбу, доносящуюся с левого берега Днепра, где расположены российские войска. Они знают, что знакомое потрескивание означает, что у них есть семь секунд, чтобы найти убежище или прочную стену, за которой можно спрятаться.
Их жизнь в основном ограничивается домашним комфортом и необходимостью сходить в супермаркет. Многие магазины по-прежнему закрыты. Муниципальные служащие носят бронежилеты и ждут, пока их отправят разбирать завалы после очередного удара.
В периоды затишья в артиллерийском обстреле реки, которая отмечает линию соприкосновения между воюющими армиями в Херсонской области, украинцы решаются купить еду, проехаться на велосипеде по зеленым жилым переулкам или прогуляться, собираясь в тех немногих ресторанах, которые осмеливаются оставаться открытыми.
Многие местные жители говорят, что празднование годовщины поражения России 11 ноября является горько-сладким событием, поскольку контрнаступление Украины продолжается, не принося тех драматических результатов, на которые многие надеялись. Но те, кто остался, по-прежнему убеждены, что однажды нормальная жизнь вернется.
«Когда живешь в оккупации, понимаешь, что такое свобода», — говорит Григорий Малов, владелец каждого третьего ресторана, все еще действующего в городе. «Именно поэтому у нас особое отношение к продолжению бомбардировок. Мы можем сопротивляться этому, потому что знаем, что могло быть и хуже.
Бегство российских войск из Херсона под продолжительным натиском Украины год назад стало одним из величайших успехов Украины в войне и рассматривалось как переломный момент. Затем президент Владимир Зеленский триумфально промаршировал по улицам только что освобожденного города, назвав уход России «началом конца войны». Многие надеялись, что это послужит трамплином для дальнейшего продвижения на оккупированных территориях.
Сегодня обе стороны ведут тупиковую битву на истощение.
В субботу, дождливый и пасмурный день, атмосфера была приглушенной, и немногие жители пришли отметить это событие, опасаясь российских атак. Несколько человек пришли в украинских флагах, постояли мгновение у памятника перед зданием администрации, а затем ушли.
Малов не работал в течение девяти месяцев, которые прожил под российской оккупацией. После того, как город вернулся под контроль Украины, он открыл свой ресторан, включающий кафе на верхнем этаже и ресторан в подвале, чтобы вернуть городу жизнь. Жители отмечают дни рождения тостами, а всего в нескольких километрах от них продолжаются бои.
Украинские солдаты, которые отдыхают между миссиями на передовой, являются частыми клиентами и приходят в ресторан Малова, чтобы съесть тарелку макарон или сырную пиццу и посмеяться. Иногда Малов даже устраивает комедийные вечера, когда удается найти ведущего.
«Я считаю, что мы выполняем важную функцию, даем людям возможность расслабиться», — сказал он. «Сейчас это даже важнее, чем раньше».
Звуки входящих и исходящих пожаров раздаются постоянно, и жителям приходится планировать свои дни в ожидании их. По словам жителей, они чаще случаются утром и ближе к вечеру. Сигналы воздушной тревоги звучат почти непрерывно, в любое время суток.
Даже когда город праздновал годовщину своего освобождения, один мужчина был убит и три женщины получили ранения в результате попадания российской артиллерии в дома в городе.
Ежедневно в Херсоне попадает от 40 до 80 снарядов разных сортов, сообщил представитель Херсонской облгосадминистрации Александр Толоконников.
«Каждый день людям приходится думать о взрывах», — сказал он. Толоконников был в городе 12 ноября, на следующий день после его возвращения, и вспомнил радость толпы, приветствовавшей возвращение украинских войск.
По его словам, через несколько дней начались бомбардировки, которые с тех пор не прекращаются.
Помимо проблем безопасности, он считает, что получение дохода является еще одной проблемой для украинцев, живущих в Херсоне. Для почти 71 000 жителей города, население которого до войны составляло 300 000 человек, нет работы. По его словам, большинство из тех, кто остался, — пожилые люди.
Дмитрий и Елена были редкостью: молодая пара на свидании. Они пошли к зданию областной администрации в Херсоне, чтобы помахать украинским флагом и сфотографироваться в честь годовщины освобождения города.
«Может быть, в городе небезопасно, но мы дома, переезжать никуда больше не хотим», — сказала Елена. «Мы проводим время дома, стараемся жить, работать и не уезжать».
Они говорили при условии, что будут называться только их имена, поскольку опасаются репрессий со стороны России.
Константин Крупенко руководил муниципальными работниками, которые чистили улицы и убирали опавшие осенние листья перед празднованием юбилея. Мужчины были в бронежилетах и курили между двумя мешками с листьями. Летом Крупенко потерял одного из своих рабочих, раненного осколком ракеты «Град». Еще один рабочий получил сотрясение мозга.
Уборка листьев – необычная задача для херсонских муниципальных служащих, говорит Крупенко. Их обычно отправляют расчищать завалы от мест взрывов.
«Иногда они большие, иногда поменьше, в домах», — сказал он, сухо описывая их рабочий распорядок дня.
«День за днем что-то происходит. »