Мнение: Союзники памяти: как Россия усиливает свою поддержку в Юго-Восточной Азии, ссылаясь на общие исторические нарративы

Будущее России Юго-Восточная Азия еще не написано. Но если нынешние тенденции сохранятся, Кремль не найдет утешения в состоянии отношений с регионом.
Экономическое присутствие России в Юго-Восточной Азии уже минимально и составляет 0,5 процента от общего объема торговли АСЕАН. Вероятно, оно продолжит снижаться из-за плохих экономических перспектив страны после вторжения в Украина в феврале прошлого года и ухудшение демографической ситуации. Продажи российского оружия в регион резко упали. Спрос на российскую нефть и газ будет снижаться, поскольку государства региона стремятся достичь углеродно-нейтрального будущего. Только один изолированный Бирма заинтересован в Россияядерно-энергетические технологии.

Поэтому вместо того, чтобы сосредоточиться на неопределенном будущем, возможно, неудивительно, что, когда российские лидеры и дипломаты взаимодействуют со своими коллегами из Юго-Восточной Азии, они используют дипломатию памяти, чтобы утвердить то, что они считают законной ролью страны как великой державы.

Советские войска разоружают японских солдат на северо-востоке Китая в августе 1945 года. Фото из архива: Синьхуа

Британский историк Джейд МакГлинн определяет дипломатию памяти как форму публичной дипломатии, посредством которой государства пытаются усилить свое политическое влияние путем «объединения своих собственных исторических нарративов с историческими нарративами другой страны», чтобы создать «союзников памяти». Как отмечает МакГлинн, центром российской дипломатии памяти является Европа, где Москва в основном использует свой избирательный взгляд на роль Советского Союза в разгроме нацистской Германии во Второй мировой войне.

В Северо-Восточной Азии Москва все активнее использует дипломатию памяти, сосредоточенную на этом конфликте, чтобы укрепить свои отношения с Китай и выговор Япония за поддержку Украины.

В Юго-Восточной Азии Москве добиться этого гораздо труднее, поскольку Советский Союз практически не играл никакой роли на театре военных действий в Юго-Восточной Азии.

Это сложно, но не невозможно, особенно если памятные вещи времен Второй мировой войны сфабрикованы. В августе Мьянма и Россия именно это и сделали, когда их министры обороны открыли в московском парке «Патриот» статую под названием «Союзники мьянманских воинов», посвященную битве при Мандалае в начале 1945 года.

Генерал Мьянмы Мин Аунг Хлаинг (справа) и министр иностранных дел России Сергей Лавров встречаются в Нейпьидо в августе 2022 года. Фото: Пресс-служба МИД России через AP

На церемонии инаугурации министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что важно «сохранить и защитить правду реальной истории» – что Бирма и Советский Союз сотрудничали, чтобы победить фашизм (слово, которое сейчас в моде в Кремле, поскольку оно обвиняет это). украинские лидеры — нацисты). Один из солдат на статуе изображен с винтовкой советского производства. На самом деле Москва во время войны не оказывала Бирме военной помощи.

Холодная война является более благодатной почвой для дипломатии памяти Москвы в Юго-Восточной Азии, поскольку именно в эпоху конфронтации сверхдержав Советский Союз оказывал поддержку националистическим движениям в регионе.

Огромные суммы военной и экономической помощи, отправленные Кремлем Вьетнам И Лаос периода «холодной войны» остаются основой отношений между двумя странами и Россией. Всякий раз, когда высокопоставленные вьетнамские лидеры встречаются со своими российскими коллегами, они неизменно ссылаются, как это недавно сделал премьер-министр Фам Минь Чинь, на «безоговорочную поддержку», которую Москва оказывает Вьетнаму в его «борьбе за освобождение и мир», национальное воссоединение.

Та небольшая помощь, которую Россия сегодня оказывает Юго-Восточной Азии, часто используется для увековечения памяти о советской помощи.

В прошлом году во Вьентьяне был открыт памятник советским летчикам, погибшим во время обучения лаосских пилотов в 1970-х годах. Посол России в Лаосе заявил, что «память о подвиге советских летчиков останется в памяти народов обеих стран».

В Индонезияпоставки оружия из Советского Союза в начале 1960-х годов помогли режиму Сукарно противостоять голландцам и поглотить Папуа.

Та небольшая помощь, которую Россия сегодня оказывает Юго-Восточной Азии, часто используется для увековечения памяти о советской помощи, например, реконструкция больницы кхмерско-советской дружбы в Пномпене.

В случае ТаиландРоссия, которая встала на сторону США во время Холодной войны, мемориальная дипломатия Москвы восходит к концу XIX века, когда королевские семьи Императорской России и Королевства Сиам поддерживали тесные личные связи. В российских и тайских отчетах говорится, что царь Николай II помог предотвратить колонизацию Сиама Великобританией и Францией, и это историческая виньетка, которую россияне всегда готовы подчеркнуть.
Президента России Владимира Путина (слева) в сопровождении спикера Национального собрания Вьетнама Нонг Дык Маня приветствуют во Дворце вьетнамо-советской дружбы в Ханое 2 марта 2001 года. Фото: Reuters

Дипломатия памяти явно принесла России плоды в Юго-Восточной Азии с тех пор, как она напала на Украину 21 месяц назад.

Благодарность Советского Союза за критическую поддержку во время войн в Индокитае является одной из причин, почему Вьетнам и Лаос воздержались от критики Москвы и воздержались при голосовании в Генеральной Ассамблее ООН, осуждающем российское вторжение.

В Индонезии советская военная помощь режиму Сукарно до сих пор находит отклик у старшего поколения. Как сказал автору известный интеллектуал ранее в этом году: «Сегодня Россия, возможно, и не является важным другом, но это старый друг, и его следует уважать соответственно. » Дочь Сукарно и бывший президент Мегавати Сукарнопутри, глава Индонезийской Демократической партии борьбы (партии президента Джоко Видодо), раскритиковала Украину, но похвалила Россию. Она помнит и ценит поддержку, оказанную Москвой режиму ее отца.

Российские военнослужащие принимают участие в военном параде в честь Дня Победы на Красной площади в Москве, 9 мая 2022 года. Россия использовала дипломатию памяти как палку, чтобы победить США. Фото: EPA-EFE

В Таиланде тема поддержки Императорской Россией независимости Сиама была выдвинута роялистами, чтобы успешно доказать, что королевство должно занять нейтральную позицию в войне между Россией и Украиной.

Но Россия использует дипломатию памяти не только для укрепления своих отношений с государствами региона. Он также использует его как палку, чтобы победить СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ.

Когда Вашингтон раскритиковал Россию за продажу оружия Мьянме в 2019 году, Россия ответила, что жители Юго-Восточной Азии «едва забыли» «потери и разрушения», вызванные продажей США оружия в Мьянму в последние десятилетия. После переворота в Мьянме в феврале 2021 года хунта использовала самолеты российского производства для нанесения жертв и разрушений.

Но воспоминания избирательны.

Ян Стори — старший научный сотрудник ISEAS – Института Юсофа Исхака. Этот комментарий был впервые опубликован ISEAS – сайтом комментариев Института Юсофа Исхака, fulcrum.sg.

cristiano mbappe