С приближением зимы украинские чиновники думают о контрнаступлении 2023 года и пытаются предвидеть следующий этап войны с Россией. В Вашингтоне, несмотря на сильный двухпартийный консенсус в пользу сохранения военной поддержки Украины, Палата представителей еще не проголосовала за новый пакет помощи после ряда задержек.
Чтобы проанализировать последние события и проанализировать их влияние на войну в наступающем году, Евразийский центр Атлантического совета провел в конце ноября виртуальное мероприятие с участием группы экспертов, модератором которого выступила Шелби Магид, заместитель директора Евразийского центра Атлантического совета.
Поскольку боевые действия на Украине продолжаются в течение зимних месяцев без каких-либо признаков прорыва на линии фронта, некоторые эксперты говорят, что война сейчас зашла в «тупик». Однако смена линий фронта — лишь один из показателей успеха на поле боя. По словам генерала США в отставке Уэсли Кларка, бывшего Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, «поле битвы не является тупиком. Поле боя динамично.
Черное море – театр, где этот динамизм ярко проявился. Алина Фролова, бывший заместитель министра обороны Украины и нынешний вице-президент Центра оборонных стратегий, вспомнила, как Украина «полностью разрушила» российский контроль над операциями по блокаде Черного моря, открыв морские коридоры, по которым теперь может транзитировать украинское зерно. выйти на глобальные рынки. Она также отметила, что Украина значительно ограничила использование Россией баллистических ракет морского базирования, что будет особенно важно в противодействии новому российскому зимнему обстрелу украинских городов. Фролова отметила, что всего этого Украина добилась на Черном море, даже не имея военно-морского флота.
Будьте в курсе
Пока мир следит за вторжением России в Украину, UkraineAlert дважды в неделю отправляет лучшее мнение Атлантического совета и экспертный анализ по Украине прямо на ваш почтовый ящик.
Посол Джон Хербст, старший директор Евразийского центра Атлантического совета, подчеркнул недостатки военной помощи, предоставляемой Украине. «Украинцы не были вооружены США и их союзниками так, чтобы это позволило бы добиться больших успехов. [in the counteroffensive] возможно», — прокомментировал он. Это одна из главных причин, почему морские победы Украины не были так эффектно повторены на суше. «Конечно, — сказал Хербст, — общая политика администрации Байдена была адекватной», но недостаточной, чтобы гарантировать победу Украины на поле боя.
Задержки с поставкой некоторых ключевых передовых вооружений, таких как танки и ракеты большой дальности, подняли более широкие вопросы о политике Запада в отношении войны. Украинский депутат Александра Устинова сообщила, что, пока Запад затягивал решения и доставку военной помощи, «россияне воспользовались этим временем, чтобы подорвать все оккупированные территории».
Многие комментаторы полагают, что достижения в области оборонных технологий в конечном итоге окажутся решающими в нынешней войне. Кларк подчеркнул, что Украина и ее партнеры находятся «в очень быстрой технологической гонке, которая затрагивает все вооруженные силы мира». Технологии меняют способы ведения войны странами, и Украина является величайшим полигоном для испытаний этих новых стратегий, тактик и систем. Предоставляя будущую помощь, Фролова отметила, что партнерам Украины, возможно, придется пересмотреть свою текущую политику военной помощи с учетом меняющихся потребностей Украины и более широких технологических разработок на поле боя.
Одним из приоритетов является локализация производства западного оружия в Украине, чтобы украинская промышленность и западные компании могли работать вместе над созданием, разработкой и обслуживанием оружия, в котором нуждается Украина. Имея высокообразованную и квалифицированную рабочую силу и, как отметила Фролова, «множество специалистов, которые легко могут объединить и приумножить производство в несколько раз», Украина может сыграть жизненно важную роль в производстве и обслуживании западного оружия.
Многие западные оборонные компании понимают эти возможности, а некоторые даже начали инвестировать в Украину. Например, немецкая компания Rheinmetall запустила совместное предприятие в Украине. «У нас есть большие возможности для производства собственного оружия», — сказала Устинова. Однако она подчеркнула, что американские производители оружия в настоящее время сталкиваются со значительными ограничениями. Имея большую гибкость в инвестировании, западные оборонные компании могут сделать Украину неотъемлемой частью своих цепочек поставок.
Мероприятия Центра Евразия
Наряду с конкретными политическими изменениями решающее значение имеет продолжающаяся помощь со стороны Соединенных Штатов и их союзников. В Вашингтоне прогресс в оказании помощи застопорился из-за задержек в Конгрессе. В октябре 2023 года президент США Джо Байден предложил программу, сочетающую помощь Израилю и Украине и финансирование границы с США. Несмотря на двухпартийную поддержку Украины в Конгрессе и публичное обещание лидеров Конгресса провести голосование по вопросу о помощи, Хербст отметил, что «очень небольшая группа в Палате представителей» отказывается от помощи.
Кларк выразил обеспокоенность по поводу потока помощи США Украине, как с точки зрения финансовой поддержки, так и с точки зрения военной техники, отметив, что и то, и другое имеет важное значение для поддержания способности Украины противостоять российской агрессии. Эта помощь представляет собой инвестицию не только в безопасность Украины, но и в безопасность США и их партнеров, подчеркнул он. Хербст напомнил аудитории, что если Путину удастся подчинить Украину, «Россия вступит в НАТО».
Несмотря на политические препятствия, Хербст подчеркнул, что общественная поддержка Украины в США остается сильной. Однако нынешняя задержка Конгресса не только ставит под угрозу способность Украины защищаться и продвигаться на поле боя, но и ставит под сомнение обязательства США по всему миру. Устинова отметила, что «Китай, Иран и другие автократии наблюдают» за медленными темпами Вашингтона, что только придаёт смелости авторитарным лидерам.
Как будет развиваться российско-украинская война в 2024 году? Генерал Кларк отметил, что поворотный момент в этой войне может наступить «в любой момент, либо из-за провала руководства, отсутствия материально-технического обеспечения, технического прогресса, либо отсутствия политической воли». Укрепляя свое взаимодействие с Украиной в этот критический момент, западные лидеры могут помочь гарантировать, что, когда этот прорыв произойдет, он будет в пользу Украины.
Бентон Кобленц — программный ассистент Евразийского центра Атлантического совета.
дальнейшее чтение
Мнения, выраженные в UkraineAlert, принадлежат исключительно авторам и не обязательно отражают точку зрения Атлантического совета, его сотрудников или сторонников.
ТО Евразийский Центр Ее миссия – укреплять трансатлантическое сотрудничество путем продвижения стабильности, демократических ценностей и процветания в Евразии, от Восточной Европы и Турции на западе до Кавказа, России и Центральной Азии на западе.