Что нужно знать о новой концепции внешней политики России

Мэри Гланц и Хизер Эшби из USIP анализируют ключевые выводы документа и их последствия для войны России с Украиной.

Что концепция внешней политики говорит о том, как Россия смотрит на мир в 2023 году и далее? Почему это важно для США?

Глаз: Россия Концепция внешней политики 2023 как бы представляет собой закрепление постепенной эволюции российского мировоззрения с момента выхода в 1993 г. его первого. В каждой из шести концепций, выдвинутых Кремлем, сохраняются некоторые последовательные элементы: 1) Россия — великая держава; 2) мир движется к «регионоцентричным властным отношениям»; 3) Соединенные Штаты (а позже и коллективный Запад) представляют собой вызов этому движению к многополярности; 4) Организация Объединенных Наций на основании Устава Организации Объединенных Наций и «других норм международного права» должна играть решающую роль в межгосударственных отношениях.

Это означает, что сегодня Россия видит мир с точки зрения глобальной конкуренции за власть и влияние. С одной стороны, возглавляемый США «западный» мир настаивает на глобальном соблюдении своего «порядка, основанного на правилах», основанного на западных ценностях и практиках, которые, по-видимому, являются идеалами, не закодированными в юридически обязывающих договорах. С другой стороны, это остальной мир, который придерживается «более традиционных ценностей», хочет, чтобы им управляли в соответствии с международным правом (определяемым только договорами и другими юридически обязывающими соглашениями и возглавляемыми Организацией Объединенных Наций), и отвергает однополярный мир, который Соединенные Штаты обязались бы сохранить.

В конечном итоге эта внешнеполитическая концепция описывает не что иное, как неприятие Москвой существующего порядка и ведущей роли в нем США.

Эшби: Россия продолжает считать себя великой державой в международной системе, достойной уважения, даже несмотря на то, что она ведет незаконную агрессивную войну против Украины. Согласно своей внешнеполитической концепции, Россия видит себя играющей особую роль в продвижении многополярной системы, помогая сбалансировать отношения великих держав. Более того, Россия весьма назойливо утверждает, что на ней лежит «особая ответственность за поддержание глобального и регионального мира и безопасности». Однако этот документ свидетельствует о том, что Россия привержена уважению принципиально иных принципов и ценностей, которые в конечном итоге препятствуют сотрудничеству в предотвращении и разрешении насильственных конфликтов.

Дает ли внешнеполитическая концепция представление о войне России против Украины и будущем ходе конфликта?

Глаз: Хотя Украина упоминается только один раз, война России против своего западного соседа присутствует во всей концепции, как явно, так и неявно. Россия прямо заявляет, что ее война с Украиной была «для защиты ее жизненно важных интересов», и настаивает на том, что она готова к «диалогу и сотрудничеству», если Запад готов к отношениям, определяемым взаимным уважением интересов друг друга.

Косвенно Россия дает понять, что ее право доминировать над ближайшими соседями является ключевым приоритетом внешней политики. Причины, по которым Россия развязала эту войну, — защита самопровозглашенных государств Луганской и Донецкой Народных Республик и проживающих там русскоязычных — повторяются во всем документе. В нем говорится, что для достижения своих стратегических внешнеполитических целей Россия «…будет оказывать помощь российским союзникам и партнерам…независимо от того, получат ли союзники и партнеры международное признание…». Кроме того, Россия «будет всесторонне и эффективно защищать за рубежом права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций; … [and] развивать связи с соотечественниками, проживающими за рубежом, и оказывать им всестороннюю поддержку в реализации их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении культурной самобытности всей России.

Важно отметить, что этот последний пункт не является чем-то новым для концепции 2023 года, поскольку защита россиян и налаживание связей с их соотечественниками всегда были целью российской внешней политики. Однако в концепцию 2023 года добавлена ​​фраза «всесторонне и эффективно», предполагающая, что война в Украине — это не аномалия, а месседж.

В документе неоднократно появляются ссылки на защиту «союзников и партнеров» и безопасность России. Россия пытается доказать, что ее вторжение в Украину — это просто самооборона, защита Москвы и ее союзников от предполагаемых усилий Запада под руководством США, направленных на подрыв безопасности России.

Концепция усиливает это при обсуждении региональных вопросов, когда утверждает, что приоритеты России в «ближнем зарубежье» (термин, определяющий Украину и другие постсоветские государства исключительно с точки зрения их отношений с Россией) включают «предотвращение подстрекательства к «цветные революции» и другие попытки вмешательства во внутренние дела союзников и партнеров России»; «противодействие развертыванию или наращиванию военной инфраструктуры враждебных государств и другим угрозам безопасности России в ближнем зарубежье»; и «предупреждать и противодействовать враждебным действиям иностранных государств и их союзов, вызывающим дезинтеграционные процессы в ближнем зарубежье и создающим препятствия для реализации суверенного права союзников и партнеров России на углубление их всестороннего сотрудничества с Россией…» .

Опять же, в этих приоритетах имплицитно подразумевается предположение России о том, что они имеют право на сферу интересов, в которой их интересы безопасности, а не суверенитет их соседей, являются приоритетными. По сути, в этом суть проблемы войны на Украине. Это, вместе с утверждением концепции, что диалог возможен только в том случае, если Россия и Запад будут уважать интересы друг друга, ясно показывает решимость России продолжать эту войну и игнорировать суверенитет Украины.

Почему для России важно отдалиться от США и Европы и сосредоточиться на налаживании связей с Китаем, Индией и странами Юга?

Эшби: Внешнеполитическая стратегия российского правительства при президенте Владимире Путине направлена ​​на расширение отношений с другими странами за пределами Европы и Соединенных Штатов. Эти партнерские отношения были сосредоточены, среди прочего, на энергетике, продаже оружия, торговле сырьевыми товарами, сотрудничестве в области безопасности и образовании. В будущем Россия будет стремиться к укреплению отношений со странами Юга, а также с Китаем, Индией, Турцией и Ираном. Язык России во всей концепции призван облечься в давние нарративы развивающихся стран о неравенстве в международной системе, наследии колониализма, которые мешают относиться к странам на равных, на равных с Западом и критиками либерализма. Эта динамика будет иметь негативные последствия для международной системы, особенно для того, как страны могут коллективно взаимодействовать и сотрудничать для решения насущных глобальных проблем, которые представляют собой экзистенциальные угрозы для человечества, таких как изменение климата, пандемии и войны между великими державами.

Глаз: Концепция внешней политики 2023 года знаменует резкую эскалацию попыток России дистанцироваться от Европы и определить новый мировой порядок. По крайней мере, риторически этот документ является российским утверждением, что ему не нужна Европа, США или сформулированные ими нормы и ценности. Россия позиционирует себя как «уникальная страна-цивилизация и огромная евразийская и евро-тихоокеанская держава», имеющая глубокие исторические связи «с традиционной европейской культурой и другими евразийскими культурами…». Таким оборотом речи Россия идентифицирует себя как единственный полюс в многополярном мире, к которому она стремится.

Даже структура документа подчеркивает эту тенденцию: Европа и Соединенные Штаты находятся в конце списка региональных приоритетов, а Китай и Индия приближаются к вершине. Кроме того, язык повсюду ссылается на неоколониализм, эксплуатацию и другие термины, призванные находить отклик среди бывших европейских колоний на Глобальном Юге. С этой внешнеполитической концепцией Россия, похоже, заручается поддержкой незападных стран и излагает свое видение нового мирового порядка. В этом смысле это не столько разворот к другому соседству, сколько утверждение необходимости начинать все сначала и смотреть на мир по-другому.

Это прямой вызов мировоззрению США.

cristiano mbappe