19 мая 2023 года США в координации с «Большой семеркой» и другими международными партнерами ввели новые значительные санкции в отношении России, направленные на дальнейшее снижение способности Российской Федерации вести войну с Украиной. В рамках крупных межведомственных усилий Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) и Государственный департамент США включили в список более 300 физических и юридических лиц, морских и воздушных судов, а также Бюро промышленности и безопасности (BIS). Министерства торговли США. добавлен 71 объект в список объектов и расширены ограничения экспортного контроля. В совокупности эти меры направлены на то, чтобы подорвать способность России приобретать критически важные технологии, нацелившись на глобальные сети поставок и передачи технологий, ее будущие возможности по добыче энергии и ее сектор финансовых услуг.
Кроме того, OFAC расширило свои санкционные полномочия, чтобы охватить новые сектора российской экономики и перекрыть доступ России к новым категориям услуг.
Наконец, в тот же день Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями Министерства финансов (FinCEN) и Бюро промышленности и безопасности Торговли (BIS) выпущено совместное дополнительное предупреждение призывая финансовые учреждения проявлять постоянную бдительность перед лицом потенциального уклонения России от экспортного контроля, опираясь на предыдущее совместное предупреждение от 28 июня 2022 года. В дополнительном предупреждении подробно описаны другие типологии уклонения и указаны дополнительные тревожные сигналы в отношении транзакций и поведения, чтобы помочь финансовым учреждениям. .
Расширение полномочий OFAC по санкциям и запрет определенных услуг
OFAC расширило свои санкционные полномочия, включив теперь в него архитектурный, инженерный, строительный, производственный и транспортный секторы экономики Российской Федерации, как определено в соответствии с разделом 1(a)(i) Исполнительного указа (EO) 14024. Агентство теперь может налагать санкции на любое физическое или юридическое лицо, решившее работать или действовавшее в любом из этих секторов. Это действие выходит далеко за рамки существующих санкций и полномочий в отношении физических и юридических лиц, которые работают или работали в секторах металлургии и добычи полезных ископаемых, квантовых вычислений, бухгалтерского учета, траста и создания бизнеса. техника, защита. и смежных с ними материальных отраслях экономики Российской Федерации.
Кроме того, OFAC издало определение в соответствии с EO 14071, запрещающее экспорт, реэкспорт, продажу или поставку, прямо или косвенно, из Соединенных Штатов или лицом из Соединенных Штатов, где бы они ни находились, архитектурных или инженерных услуг для любое лицо, находящееся на территории Российской Федерации по состоянию на 18 июня 2023 года.
Наряду с этими определениями OFAC выпустило новые правила.
Требования к отчетности для заблокированных активов в соответствии с руководством 4, изданным в соответствии с EO 14024.
OFAC внесло поправки в Директиву 4 под ЭО 14024 «Запреты на операции с участием Центрального банка Российской Федерации, Фонда национального благосостояния Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации». Директива 4 теперь требует от граждан США сообщать OFAC о любом имуществе, находящемся в их владении или под контролем, в котором заинтересованы Центральный банк Российской Федерации, Фонд национального благосостояния Российской Федерации или Министерство финансов Российской Федерации.
Целенаправленные усилия по предотвращению уклонения от санкций США
Учитывая опасения обхода, предпринимаются новые попытки лишить Россию возможности приобретать полупроводники и другие компоненты микроэлектроники иностранного производства, необходимые для поддержания и развития военно-промышленного комплекса. Агентство особо отметило распространенную тактику, используемую для обхода санкций, которая также подробно описана в Уведомление о соответствии требованиям Tri-Seal, март 2023 г.включая использование сторонних посредников или пунктов перевалки для обхода ограничений, сокрытие участия лиц, включенных в SDN, или организаций из Списка юридических лиц в транзакциях, а также сокрытие подлинной личности российских конечных пользователей.
BRI Продление ограничений
Наряду с изменениями OFAC, BIS также ввело дополнительные ограничения в отношении России и Беларуси в соответствии с Правилами экспортного контроля (EAR), которые основаны на уже существующих мерах контроля. Дополнительные меры контроля также направлены на промышленный и коммерческий, химический и биологический секторы России, а также на другие сектора, которые могут поддерживать российскую оборонно-промышленную базу и/или быть перенаправлены для таких целей через Беларусь. Обновленные правила включают следующие заметные изменения:
- Включение всех кодов Гармонизированной тарифной системы (СТС) в главах 84, 85 и 90 в меры промышленного и коммерческого контроля, перечисленные в Дополнении № 4 к Части 746 EAR, с тем чтобы каждая СТГ, подпадающая под действие этих трех глав, теперь подвергалась экспортному контролю. . Элементы, добавленные в результате обновленной линейки, включают в себя разнообразную передовую электронику, инструменты и волокна для армирования композитных материалов, включая углеродные волокна. Цель состоит в том, чтобы еще больше ограничить доступ России к предметам потенциального военного применения, упростив при этом принятие решений о соответствии для тех, кто торгует этими предметами, поскольку для всех предметов в этих разделах теперь требуется лицензия для России и Беларуси;
- Они расширили список товаров иностранного производства в Дополнении № 7 к EAR Part 746, для которых требуется лицензия, когда они предназначены для России, Беларуси и Ирана, чтобы сделать более сильным, более эффективным и более понятным контроль EAR и еще больше ограничить способность Ирана поддерживать военную агрессию России против Украины, поставляя беспилотные летательные аппараты или дроны; И,
- Применение Российско-белорусского правила о прямых иностранных продуктах (РВП) к временно оккупированному крымскому региону Украины, что затрудняет закупку предметов, предназначенных для использования Россией в Крыму для поддержки продолжающейся военной агрессии в Украине.
Последствия
Учитывая это значительное расширение, компаниям, в том числе операторам связи и другим поставщикам услуг, имеющим потенциальные точки соприкосновения с Россией, настоятельно рекомендуется активизировать свои усилия по соблюдению требований. Это включает в себя проверку всех российских организаций, участвующих в таких транзакциях, и обеспечение надлежащих проверок соблюдения требований для выявления возможных тактик обхода и факторов риска. Кроме того, компаниям рекомендуется составлять и вести полную инвентаризацию всех товаров или услуг, которые они прямо или косвенно экспортируют в Россию, чтобы определить, требуется ли лицензия BIS.
Кроме того, компаниям, работающим в недавно выявленных секторах, следует внимательно изучить и рассмотреть свою деятельность в Соединенных Штатах и за рубежом, чтобы определить потенциальные риски санкций. Расширение полномочий OFAC по наложению санкций на физических и юридических лиц, работающих в этих секторах, является четким сигналом того, что OFAC готово и способно рассмотреть вопрос о вторичных санкциях против тех, кто, по его мнению, прямо или косвенно помогает военным усилиям России.