Ан Хо Ён
Несколько лет назад я разговаривал с высокопоставленным чиновником российского правительства. Я напомнил ему, что Северная Корея оправдывает разработку ядерного оружия «угрозой безопасности» со стороны Соединенных Штатов. Я спросил его, есть ли у России шанс возродить альянс безопасности с Северной Кореей, срок действия которого истек в 1996 году. Чиновник ответил, что Россия не вступит в такие отношения с худшей диктатурой во всем мире.
Президент Путин и председатель Ким Чен Ын встретились в Космическом центре «Восточный» 13 сентября. Следуя за встречей, я вспомнил разговор с российским чиновником. С тех пор Россия и мир двинулись в разных направлениях.
Никакого соглашения подписано не было, и не было сделано никаких официальных заявлений о цели или результатах встречи. Однако предполагалось, что предполагаемой целью был обмен обычных вооружений Северной Кореи на российское оружие массового поражения. Она опасается, что это еще больше усугубит кровавую бойню, происходящую в Украине. Это также приведет к эскалации ядерных провокаций Северной Кореи.
Что касается боеприпасов, снарядов и артиллерии, Северную Корею уже подозревают в поставках значительных объемов в Россию. Путин хорошо известен своей привычкой опаздывать на встречи с иностранными лидерами. В Восточный он приехал на 30 минут раньше, чтобы принять Кима. Его министр обороны Сергей Шойгу, ответственный за продолжающуюся войну на Украине, на несколько дней покинул Москву, чтобы присутствовать на военной церемонии 27 июля в Северной Корее. Путин и его люди предпринимают необычные шаги, показывая, насколько отчаянно они нуждаются в обычных вооружениях Северной Кореи.
Что касается передачи российских технологий в области оружия массового поражения, то среди экспертов существуют существенные разногласия. Некоторые полагают, что Россия со времен Советского Союза тщательно держалась в стороне от передачи технологий. Россия гордится своим статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН. Более того, Россия понимает важность сохранения режима ДНЯО. Учитывая все эти факторы, Россия будет осторожна и не будет делиться важными технологиями с Северной Кореей.
Другие отмечают, что поражение России на Украине нанесет Путину невыносимый политический ущерб. Таким образом, Россия могла бы сделать все возможное, чтобы предоставить Северной Корее чувствительные технологии для производства как можно большего количества обычных вооружений.
Соединенные Штаты и другие пострадавшие страны обязуются ответить новыми санкциями, если и когда эти подозрения перерастут в реальные сделки. Россия и Северная Корея уже подверглись ряду экономических санкций. Таким образом, для поиска и введения дополнительных экономических санкций придется учитывать существующие санкции. В случае Северной Кореи она могла бы получить выгоду от поставок продовольствия, энергии и рабочей силы из России, в нарушение существующих санкций ООН.
Более эффективные санкции предполагают предоставление Украине дополнительного высокотехнологичного оружия. Некоторые члены НАТО уже обсуждают это.
Что касается Южной Кореи, нам следует серьезно изучить последствия доступа Северной Кореи к российским технологиям в области ядерных ракет, спутников и подводных лодок. Как мы уже отмечали, мы пока не знаем всего объема технологий, которыми Россия поделится с Северной Кореей. Однако даже спутниковые технологии, которые, как предложил Путин, Россия могла бы предоставить Северной Корее, приведут к значительному улучшению ракетных технологий и разведывательных возможностей Северной Кореи.
В этом контексте было своевременно, что Корея и Соединенные Штаты объявили Вашингтонскую декларацию по случаю государственного визита президента Юн Сок Ёля в Соединенные Штаты в апреле прошлого года. Также своевременной была встреча лидеров Кореи, Японии и США в августе в Кэмп-Дэвиде, чтобы укрепить трехстороннее сотрудничество в области безопасности, особенно против разработки Северной Кореей ядерного оружия и ракет. Корея должна взять на себя ведущую роль в реализации этих соглашений, чтобы усилить более широкое сдерживание против провокаций Северной Кореи.
Что касается Вашингтонской декларации, она значительно усилила голос Кореи в расширенном сдерживании; он согласился на совместное планирование и реализацию мер против ядерного оружия Северной Кореи. Важным шагом в реализации декларации является разработка оперативного плана между Кореей и Соединенными Штатами, основанного на интеграции обычных ядерных технологий.
В сентябре прошлого года Северная Корея представила закон, позволяющий ей осуществить превентивную ядерную атаку против Юга. С тех пор оно сформировало два отдельных военных командования, занимающихся планированием стратегических и тактических ядерных операций соответственно. В прошлом месяце оно внесло дополнительные поправки в свою конституцию, чтобы укрепить свои позиции. Теперь, если Северная Корея получит в свои руки российские технологии и сможет значительно улучшить свой ядерный потенциал, у нее возникнет еще больший соблазн совершить ядерные провокации. Это пугающий сценарий. На данный момент единственный практический вариант, который у нас есть, — это усиление расширенного сдерживания.
Ан Хо Ён — профессор Университета Кённам. Ранее он занимал должность заместителя министра иностранных дел и посла Кореи в США.