23 июня 2023 года ЕС объявил о своем 11-м пакете санкций против России. Главной среди новых мер является новое положение об обходе санкций, направленное против третьих стран, через которые Россия получает подпадающие под санкции товары. Дополнительные меры касаются 71 физического лица и 33 дополнительных организаций в военном, технологическом и медийном секторах.
Новые меры
Инструменты защиты от обхода
Выходы в «третьи страны» через Китай, Турцию, Армению и Казахстан подорвали эффективность экспортных запретов ЕС. 11-й пакет дает ЕС право ограничивать продажу и экспорт подсанкционных товаров в страны, которые представляют «постоянный и особенно высокий риск использования в целях обхода в интересах России».
ЕС пояснил, что санкции против третьих стран будут применяться только в крайнем случае после «тщательного технического анализа» и единодушного согласия 27 государств-членов.
Дополнения к списку подсанкционных лиц и организаций
104 новые специальные регистрации в следующих секторах:
- Военные и оборона: несколько высокопоставленных российских военных чиновников и компаний, производящих оружие, транспортные средства и комплектующие. В список также внесены сепаратистские военные, ответственные за крушение рейса MH17 Malaysia Airlines в 2014 году.
- Еще 87 субъектов, поставляющих в Россию товары и технологии двойного назначения, сталкиваются с более строгими экспортными ограничениями. Впервые охватываются организации, зарегистрированные в других юрисдикциях, включая Армению, Гонконг, Сирию, Объединенные Арабские Эмираты и Узбекистан.
- СМИ: Руководители СМИ, пропагандисты и телекомпания. Комиссия также распространила приостановку действия лицензий на вещание на пять других СМИ.
- судебный: Члены судебной власти, принимавшие политически мотивированные решения в отношении граждан Украины, выступавших против аннексии Крыма.
- Финансы: Два банка, которые работают на аннексированных украинских территориях.
- Принудительная депортация: Лица, ответственные за насильственное перемещение и депортацию украинских детей и уничтожение культурного наследия Украины.
Дополнения к перечню подсанкционных товаров, услуг и технологий
ЕС расширил свои ограничения на товары, которые вносят вклад в военно-промышленный комплекс России. К ним относятся:
- Продвинутая технология: Продление запрета на транзит некоторых чувствительных товаров (например, передовые технологии, авиационные материалы), экспортируемых из ЕС в третьи страны через Россию.
- Информатика: Перечислены все ИТ-компании с лицензией, находящейся в ведении ФСБ или Минпромторга. ЕС объявил, что обладание такой лицензией также будет критерием назначения в будущем.
- железо и сталь: Импортеры железа и стали, переработанные или произведенные в третьих странах, должны доказать, что изделия из железа и стали, включенные в конечный продукт, не происходят из России.
- Интеллектуальная собственность: Запрет на продажу, лицензирование, передачу или ссылку на права интеллектуальной собственности и коммерческие секреты, используемые в связи с регулируемыми товарами.
- Военные предметы: Запрещен экспорт 15 других технологических предметов, найденных на поле боя в Украине, или оборудования, необходимого для производства таких предметов.
- Автомобили и яхты: Полный запрет на все новые и подержанные автомобили с двигателем выше определенного объема, а также на все яхты.
Энергия
11-й пакет вносит следующие изменения в правила ввоза нефти:
- Отменено временное разрешение Германии и Польше на импорт российской нефти через северный участок нефтепровода «Дружба».
- Были введены узкие исключения из существующих запретов на экспорт для Каспийского трубопроводного консорциума, который транспортирует казахстанскую нефть в ЕС через Россию.
- Исключение из ограничения цен на сахалинскую нефть для Японии продлено до 31 марта 2024 года.
Транспорт
11-й пакет также вводит ограничения на автомобильные и морские перевозки со следующими мерами:
- Полный запрет грузовикам, оснащенным российскими прицепами и полуприцепами, перевозить грузы в ЕС
- Запрет на доступ в порты ЕС для судов, осуществляющих перевалку с судна на судно, подозреваемых в нарушении запрета на импорт российской нефти или ценового предела G7.
- Запрет на доступ в порты ЕС для судов, если они не информируют компетентный орган по крайней мере за 48 часов до пересадки с судна на судно, происходящей в экономической зоне, исключительной для государства-члена, или в пределах 12 морских миль от исходной линии побережье этого государства-члена
- Запрет на доступ в порты ЕС для судов, которые вмешиваются или отключают свою систему навигационного слежения при перевозке российской нефти, на которую распространяется запрет на импорт нефти G7 или ценовой предел.