По мнению экспертов, Россия и Северная Корея, обе измученные карательными экономическими санкциями, похоже, ищут способы помочь друг другу, в то же время пренебрежительно относясь к основанному на правилах порядку, принятому международным сообществом в целом.
Через пять месяцев после вторжения в Украину Россия подвергается последовательным санкциям со стороны Соединенных Штатов и их партнеров.
Последнее произошло во вторник, когда Великобритания объявила о новых санкциях против российских чиновников. Несколькими неделями ранее, 28 июня, США нанесли удар по 70 предприятиям, многие из которых относятся к российской оборонной промышленности.
Европейский союз ввел шестой пакет санкций, в который вошли российский центральный банк, высокопоставленные чиновники и экспорт нефти, а 17 июля предложил седьмой пакет санкций, который коснется российского золота и расширенного списка товаров и технологий двойного назначения.
Несоблюдение санкций
Не имея союзников, Москва стала искать новых экономических отношений.
Об этом заявил посол России в Северной Корее Александр Мацегора в интервью российской газете. Известия 19 июля Москва может нанять северокорейских рабочих для восстановления истерзанного войной украинского Донбасса, который в настоящее время в значительной степени находится под контролем России. Пхеньян выразил заинтересованность в импорте товаров, произведенных в регионе. Время Москвы.
«Это просто показывает, как [Russian President Vladimir] Путин остается в изоляции. Теперь он должен обратиться к Северной Корее», — заявил в тот же день Джон Кирби, координатор Совета национальной безопасности Белого дома по стратегическим коммуникациям.
Корейская служба «Голоса Америки» связалась с посольством России в Вашингтоне и министерством иностранных дел в Москве, чтобы получить комментарий по поводу высказываний Мацегоры, но не получила ответа. Служба также связалась с миссией Северной Кореи при ООН, чтобы получить подтверждение замечаний Мацегоры, но не получила ответа.
Совет Безопасности ООН, постоянным членом которого является Россия, в декабре 2017 года принял резолюцию, запрещающую государствам-членам нанимать северокорейских рабочих в ответ на запуск Пхеньяном межконтинентальной баллистической ракеты в предыдущем месяце.
Жадный до иностранной валюты, Пхеньян уже давно отправлял северокорейских рабочих в Россию, чтобы те заработали деньги и отправили домой. По оценкам Соединенных Штатов, 30 000 северокорейских рабочих находились в России до того, как ООН ввела санкции. Многие остались в России и работали по студенческой или туристической визе. В докладе, представленном в ООН в марте 2020 года, Россия признала, что в стране остаются 511 северокорейцев.
«Москва нарушила санкции против Северной Кореи с тех пор, как Россия их ввела», — сказал Энтони Руджеро, старший научный сотрудник Фонда защиты демократии. Но замечания Мацегоры указывают на прямую готовность «явно защищать такое нарушение», по словам Брюса Клингнера, старшего научного сотрудника Фонда «Наследие».
Сергей Радченко, историк холодной войны из Школы перспективных международных исследований Джона Хопкинса, сказал: «Теперь, когда сама Россия находится под санкциями, у нее явно нет причин соблюдать ограничения».
Возобновление сотрудничества
Эксперты видят взаимную выгоду в растущем сотрудничестве между Россией и Северной Кореей, обе стороны готовы нарушать правила и пренебрегать нормами, установленными США и странами-единомышленниками.
Патрисия Ким, исследователь Восточной Азии из Брукингского института в Вашингтоне, сказала: «Оба государства видят явные параллели в ситуациях друг друга и разделяют общее дело в противостоянии санкциям и «западному порядку», возглавляемому Соединенными Штатами».
Она продолжила: «Очень вероятно, что в ближайшие месяцы мы увидим углубление дипломатических, экономических и, возможно, даже военных связей между Северной Кореей и Россией, поскольку два государства столкнутся с глобальной изоляцией».
Гарри Казианис, председатель проекта «Государства-изгои», который позиционирует себя как двухпартийный аналитический центр по национальной безопасности, сказал, что сотрудничество «не будет удивительным, потому что Москва и Пхеньян настолько изолированы, что попытаются работать вместе со всех сторон». «.
Когда-то дружеские отношения между Москвой и Пхеньяном испортились после распада Советского Союза, но война на Украине снова сблизила их, считают аналитики.
Вскоре после начала войны в феврале Северная Корея защищала вторжение России в Украину. В марте вместе с Беларусью, Эритреей и Сирией Пхеньян проголосовал против резолюции ООН, требующей от России прекратить вторжение.
14 июля, до заявления Мацегоры, Пхеньян признал независимость двух поддерживаемых Россией сепаратистских регионов — так называемых Донецкой и Луганской народных республик в Донбассе Украины.
Пять дней спустя министерство иностранных дел Северной Кореи выступило с заявлением, в котором говорится, что ее отношения с Москвой «достигают новой стратегической высоты».
«Ослабление либерально-демократического порядка»
Кен Гауз, директор программы Adversary Analytics в некоммерческой исследовательской и аналитической организации CNA, сказал, что замечания Мацегоры показывают, что «русские сосредоточены на ослаблении либерально-демократического порядка, на том, как международное сообщество структурировано для поддержки американских национальных интересов, с точки зрения России». зрения».
Он добавил, что Россия и Китай «собираются вырезать части международного сообщества», такие как Северная Корея, «которые действительно не хотят иметь дело с Соединенными Штатами и всеми их правилами и положениями» и поместить их в свою тень. . .
Россия также обращалась к Ирану за оружием для войны против Украины, заявил 12 июля советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан.
Патрик Кронин, председатель отдела безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона в Калифорнийском институте Хадсона, сказал: «Россия стремится показать, что она сохраняет за собой инициативу в войне против Украины, и для этого ей нужен любой партнер, готовый противостоять международному сообществу. .»
Он продолжил: «Помощь одного государства-изгоя другому государству-изгою заключает в себе транзакционные отношения».
В будущем, сказал Кронин, Пхеньян сможет предоставить «дешевую рабочую силу», а Москва — энергию и продовольствие. Он добавил: «Есть потенциал для более тесного военного технологического партнерства, которое может помочь Северной Корее с ее растущим арсеналом ядерного оружия».
Считается, что Северная Корея завершила подготовку к своему седьмому ядерному испытанию.
Сэмюэл Уэллс, исследователь времен холодной войны из Центра Вильсона, сказал: «Выражение этого интереса к экономическому сотрудничеству может быть пробным шаром», но оно «несомненно указывает на предел [the use of] наказания за политику».