Россия стремится примирить Турцию и Сирию, поскольку переговоры начинаются в Москве

Переговоры между заместителями министров иностранных дел Сирии, России, Ирана и Турции начались во вторник в Москве в присутствии высокопоставленного российского дипломата Сергея Лаврова в рамках предпринимаемых Кремлем усилий по примирению Анкары и Дамаска.

На момент публикации этой статьи исход переговоров оставался неопределенным. Президент Сирии Башар аль-Асад поставил мир с Анкарой в зависимость от вывода турецких войск с больших участков северной Сирии, которыми Турция управляет совместно со своими союзниками-суннитами-повстанцами. Турция также имеет войска в Идлибе, который находится под контролем отделения «Аль-Каиды» «Хайат Тахрир Шам» в соответствии с Астанинскими соглашениями, подписанными с Россией и Ираном.

Асад известен своим нежеланием примириться с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, который в течение многих лет поддерживал суннитских повстанцев, пытавшихся свергнуть его путем кровопролития, пока Россия не вмешалась в сирийские дела в 2015 году и не вынудила Анкару отказаться от своих планов по смене режима.

Его мнение было подтверждено главой сирийской делегации, заместителем министра иностранных дел и по делам экспатриантов Айманом Сусаном, которого перед встречей во вторник процитировало официальное сирийское информационное агентство SANA, заявив, что официальное и недвусмысленное заявление Турции о том, вывести все свои силы — это «ворота к восстановлению связи между двумя сторонами».

Первоначальный план предусматривал встречу министров иностранных дел, как сообщил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, который сказал, что может встретиться со своим сирийским коллегой Фейсалом Мекдадом в начале февраля.

Предыдущая встреча между турецкими и сирийскими министрами обороны и руководителями разведки в декабре стала встречей на высшем уровне между сторонами с момента начала гражданского конфликта в Сирии в 2011 году.

Министры иностранных дел обычно закладывают основу для саммита между лидерами своих стран. Это то, к чему стремится Владимир Путин, отчасти для того, чтобы дать Эрдогану — предполагаемому союзнику — поддержку перед историческими выборами 14 мая. Некоторые опросы показывают, что у оппозиции есть шанс сместить его на выборах впервые за два десятилетия из-за резкого экономического спада, разжигающего антирасистские настроения в отношении около 3,7 миллионов сирийских беженцев. Оппозиция пообещала отправить их домой.

У Асада есть основания для уверенности. После многих лет дипломатической изоляции арабские страны укрепляют связи с Дамаском. И Саудовская Аравия, которая финансировала суннитских повстанцев, похоже, тоже готова сделать решительный шаг, учитывая рост ожиданий в связи с приглашением Асада на следующий саммит Лиги арабских государств, который состоится в следующем месяце в Эр-Рияде.

Известно, что ОАЭ играют ключевую роль в этих усилиях, а также являются посредниками между Анкарой и Дамаском. Один из выдвигаемых аргументов заключается в том, что нормализация отношений с кровожадным режимом Асада поможет уменьшить огромное влияние Ирана.

Действительно, первоначальная структура, предложенная Москвой, включала министра иностранных дел Объединенных Арабских Эмиратов, но не Ирана, поэтому встреча во вторник, которая первоначально должна была состояться в середине марта, была отменена после возражений со стороны Иран. «Недовольный тем, что его отстранили от столь важного дипломатического вопроса, Тегеран оказал давление на Дамаск, чтобы тот отложил встречу. В то же время Иран напрямую связался с Москвой и Анкарой по этому вопросу», — сказал Хамидреза Азизи, приглашенный научный сотрудник Немецкого института международных отношений и безопасности в Берлине.

В принципе Иран не против сближения Дамаска с Турцией и/или с другими арабскими правительствами Сирии. Но он не хочет приходить за счет собственного влияния. «Поддержка Ираном турецко-сирийской нормализации зависит от участия Ирана в этом процессе», — сказал Азизи.

Поскольку Россия становится все более зависимой от иранских беспилотников в войне против Украины, Кремль изменил курс. Объединенные Арабские Эмираты были исключены из переговоров, а Иран был включен. Однако низкий уровень представительства на сегодняшних переговорах свидетельствует о том, что «ожидания России не оправдались в полной мере», заявил Азизи.

Общая забота правительств Ирана и арабских стран, а также Соединенных Штатов состоит в том, чтобы предотвратить дальнейшую турецкую экспансию в Сирию. Турция уже давно угрожает провести дальнейшие крупномасштабные военные операции против поддерживаемых США курдских сил на северо-востоке Сирии. Мир между Анкарой и Дамаском снизит, по их мнению, риск нового турецкого вторжения.

cristiano mbappe