На минском саммите президент Казахстана Токаев ответил госсекретарю Тасме Гамбетову, лоялисту Москвы, заявив, что «даже если есть проблемы, нет необходимости продолжать отключать «сигнал тревоги». Некоторые члены постсоветского альянса имели тенденцию выходить из него, чтобы защитить свои национальные интересы.
Минск (AsiaNews) — В ходе прошедшего в последние дни в Минске саммита ОДКБ Евразийского военного альянса президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев призвал нас не переоценивать статус стран-членов (России, Белоруссии, Казахстана). (Кыргызстан, Таджикистан и Армения, которые на этот раз отказались от участия).
Создавалось впечатление, что президент Казахстана хотел как-то отреагировать на слова казахстанского генерального секретаря ОДКБ Имангали Тасмагамбетова. Имангали Тасмагамбетов Бетов — очень лояльный Москве политик, занимающий свой пост с 1 января. В этом году.
Госсекретарь говорил об обострении глобальной и региональной конфронтации, «ухудшении международной политической обстановки и снижении управленческих возможностей системы международных отношений».
Это еще больше усложняется использованием «гибридных технологий», из-за которых становится все труднее выявлять реальные угрозы и истинную природу нарушений национального суверенитета. По мнению Токаева, даже если он не проигнорирует эти угрозы и предложит нам «сохранять согласованность различных тактик и стратегий альянса», не стоит постоянно бить тревогу, даже если есть проблемы.
Кроме того, президент Казахстана подчеркнул, что «угрозы присутствуют всегда, такова природа международного сообщества», но неоднократные призывы по этому поводу «пропагандируют иллюзию, что мы боимся чего-то или кого-то одного» и создают ложные интерпретации.
Как заметил казахстанский политолог Газиз Абишев, «Эти слова были направлены не только на сдерживание агрессивности Тасмагамбетова, но и на всех остальных членов организации. Это четкий сигнал, особенно для Кремля».
Абхишев отметил, что госсекретарь на самом деле является лишь представителем главы государства и его силовых ведомств, а ведущую роль в этом отношении играют Россия и Белоруссия, «во многом подобно генеральному секретарю НАТО, отражая прежде всего позицию Вашингтона». . Путин и Лукашенко рассматривали вторжение на Украину как «защиту от угроз безопасности со стороны обеих стран на украинской границе».
Другой эксперт-международник, казахстанский историк Данияр Ашимбаев, согласился с этой оценкой, заявив, что эскалация «обеспокоенности по поводу управления угрозами» является стратегией, направленной больше, чем что-либо другое, и «нацелена на усиление влияния ОДКБ». Глубже, чем он мог бы выразить на самом деле.
Евразийский союз официально существует уже много лет (он был основан в 1992 году, почти сразу после распада Советского Союза), но он никогда по-настоящему не вмешивался в разрешение кризиса, и единственные протесты, которые мы помним, — это протесты января 2022 года. Казахстан подавил уличные беспорядки незадолго до вторжения на Украину.
Как отметил Асинбаев, «слова Токаева отражают традиционную умиротворяющую позицию нашей страны», которая не желает ни с кем вступать в конфликт и поэтому «хочет не допустить, чтобы ОДКБ превратилась в инструмент глобальных конфликтов», став прямым политическим и военный инструмент. организация применять силу против определенных объявленных врагов.
Тасмагамбетов также стремился «прикрыть» Москву в продолжающихся спорах с Арменией, отрицая факт своего официального выхода из ОДКБ, при этом госсекретарь заявил: «Мы находимся с ними в контакте и официально проинформируем их о результат. О воссоединении».
В конечном итоге, заключил Ашинбаев, Армения позиционирует себя так, чтобы соответствовать образцу сегодняшней Грузии, будучи при этом умеренно пророссийской и прозападной, «пытаясь получить лучшее из обоих направлений». На самом деле все члены ОДКБ преследуют прежде всего свои национальные интересы, и в будущем ситуация может претерпеть неожиданные и непредвиденные изменения.