Президенты Ирана, России и Турции обсудят войну в Сирии в Тегеране

Поскольку война в Украине все еще бушует, президент России Владимир Путин во вторник отправляется в Тегеран для переговоров со своими иранскими и турецкими коллегами по сирийскому конфликту.

Россия, Турция и Иран встречались в последние годы, чтобы обсудить Сирию в рамках так называемого «астанинского мирного процесса», призванного положить конец более чем 11-летнему конфликту в арабской стране.

Все трое замешаны в Сирии: Россия и Иран поддерживают режим Дамаска в борьбе с его противниками, а Турция поддерживает повстанцев.

Саммит во вторник проходит после того, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пригрозил начать новое наступление на севере Сирии против курдских боевиков.

Иран, президент которого Эбрагим Раиси принимает встречу, уже предупредил, что любые военные действия Турции в Сирии могут «дестабилизировать регион».

Саммит в Тегеране также позволит Эрдогану провести свою первую встречу с Путиным после вторжения России в Украину в феврале.

Президент Турции уже несколько месяцев предлагает встретиться с российским лидером, чтобы помочь урегулировать обострившуюся глобальную напряженность с начала войны.

«Дата проведения этого саммита не случайна», — сказал AFP российский аналитик Владимир Сотников.

«Турция хочет провести «спецоперацию» в Сирии так же, как Россия проводит «спецоперацию» на Украине», — сказал он.

Турция начала серию нападений на Сирию с 2016 года, нанося удары по курдским ополченцам, а также по джихадистам группировки «Исламское государство» и силам, верным сирийскому президенту Башару Асаду.

— Зеленый свет? —

Запланированное Эрдоганом военное наступление нацелено на курдских боевиков, которых Анкара считает «террористами».

К ним относятся поддерживаемые США курдские отряды народной самообороны (YPG), которые были важной частью международной коалиции против группировки «Исламское государство» в Сирии.

Анкара опасается, что сильное курдское присутствие вдоль ее границы с Сирией может придать смелости запрещенной Рабочей партии Курдистана, которая десятилетиями ведет повстанческое движение против турецкого государства, унесшее десятки тысяч жизней.

Сирийское правительство неоднократно осуждало турецкие угрозы нового вторжения.

Синан Ульген, приглашенный научный сотрудник Carnegie Europe, специализирующийся на внешней политике Турции, сказал, что Анкара хотела получить благословение Москвы и Ирана, прежде чем начать свою операцию.

«Это особенно важно, поскольку два потенциальных целевых региона находятся под контролем России, и Турция хочет иметь возможность использовать воздушное пространство (…) для минимизации рисков», — сказал он.

Иран «также имеет косвенное присутствие в регионе через контролируемых им шиитских ополченцев», — сказал Ульген.

В конечном итоге Эрдоган надеется получить «зеленый свет» от Путина и Раиси, добавил он.

Россия ранее выражала надежду, что Турция «воздержится» от нападения на Сирию.

Иран, чей министр иностранных дел Хоссейн Амир-Абдоллахян в последние недели посетил Анкару и Дамаск, также призвал к осторожности.

— «Дестабилизирующий» —

В конце прошлого месяца высокопоставленный дипломат Ирана сказал Анкаре, что «мы понимаем, что… возможно, может потребоваться специальная операция».

«Вопросы безопасности Турции должны решаться комплексно и на постоянной основе».

Несколько дней спустя Амир-Абдоллахян заявил в Дамаске, что военные действия Турции в Сирии «станут дестабилизирующим элементом в регионе».

Мазлум Абди, главнокомандующий сирийскими демократическими силами, связанными с YPG, призвал Россию и Иран сдерживать Турцию.

«Мы надеемся, что (нападений) не будет и что курды (…) не будут брошены во время переговоров между великими державами», — заявил он.

СДС предупредили, что вторжение из Анкары подорвет усилия по борьбе с джихадистами группировки «Исламское государство» на северо-востоке Сирии.

Николас Херас из Newlines Institute заявил, что Иран и Россия «хотят предотвратить новую военную кампанию Турции в Сирии».

«Иран наращивает присутствие в Алеппо и вокруг него, что беспокоит Турцию, а Россия во всех смыслах и целях уступает позиции Ирану по всей Сирии», — добавил он.

По мнению иранского политолога Ахмада Зейдабади, после войны на Украине между Россией, Ираном и Турцией возникли «новые разногласия».

По его словам, это и «неопределенное будущее» означают, что три лидера попытаются «скоординировать» свои взгляды на Сирию, чтобы избежать дальнейшей напряженности.

бур-кам/hkb/lg/i

cristiano mbappe