Широкую полемику вызвало выступление президента США Байдена на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в котором он подчеркнул, что правительство США продолжит консультации по реформированию Совета Безопасности ООН и добавлению постоянных мест.
Хотя многие юристы и международные организации считают, что реформа Совета Безопасности ООН неизбежна, те, кто хочет сохранить реальность геостратегического баланса, подчеркивают, что прогресс в этом направлении невозможен, тем более, что идея реформы и расширения был предложен сегодня, но был целью многих инициатив, начиная с 1960-х годов, но всегда заканчивался тупиком.
Анджали Диал, эксперт Института мира и профессор международного права Фордхэмского университета, считает, что, хотя многие комитеты и дипломаты на протяжении десятилетий постоянно надеялись реформировать Совбез, на самом деле добиться реформы Совбеза крайне сложно. . .
Дайал сообщил репортерам «Аль-Джазиры», что все согласились с необходимостью реформы Совета Безопасности, но не было единого мнения о том, какой тип реформы. В результате многие дискуссии по реформе Совета Безопасности были прерваны из-за формальностей и разных пожеланий сторон.
Организация Объединенных Наций была создана в 1945 году после Второй мировой войны. Пять постоянных членов Совета Безопасности имеют право вето по вопросам войны и мира, а именно США, Франция, Великобритания, Китай и Россия.
В Совет Безопасности ООН также входят 10 непостоянных членов, которые избираются на двухлетний срок и не имеют права вето. В отличие от резолюций, одобренных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, Совет Безопасности может утверждать обязательные резолюции.
требования реформ
Реформа Совета Безопасности требует внесения поправки в Устав Организации Объединенных Наций, для чего требуется голосование двух третей из 193 государств-членов Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и одобрение пяти постоянных членов Совета Безопасности.
Хотя Совет Безопасности с февраля 2022 года находится в состоянии паралича из-за войны России в Украине, он выявил фундаментальные недостатки в работе Совета Безопасности, когда государства-члены, имеющие право вето, нарушают Устав ООН. Совет Безопасности не имеет механизма реагирования.
Этот факт показывает, что когда постоянные члены пытаются подорвать международные правила во время серьезных кризисов, как это происходит в Сирии, Палестине и других странах мира, это продлевает и усиливает человеческие страдания. Совет Безопасности ООН имеет репутацию просто форума интересов. из пяти великих держав.
Наблюдатели сходятся во мнении, что есть два основных способа сделать Совет Безопасности ООН более справедливым и разумным: один — увеличить число членов и сделать его более представительным; другой – изменить или отменить механизм вето с одним голосом.
Какие страны являются кандидатами на постоянное членство?
Соединенные Штаты стремятся расширить состав Совета Безопасности ООН и надеются добавить в него почти шесть постоянных мест, но не предоставляют этим странам права вето. Наблюдатели говорят, что это отражает готовность Байдена признать растущее влияние развивающихся стран.
Крупнейшие страны по-разному относятся к идее расширения Совета Безопасности. США считают необходимым включить в Совет Безопасности Германию, Японию и Индию, а другие страны считают необходимым включить Бразилию и ЮАР.
Кроме того, многие другие страны считают, что заслуживают стать членами Совета Безопасности, например, Нигерия, Алжир, Индонезия, Турция и Саудовская Аравия.
Бывший американский дипломат Постетай Вольфанг заявил в интервью телеканалу «Аль-Джазира», что «нынешняя структура Совета Безопасности, особенно структура постоянных членов, отражает глобальную реальность конца 1940-х годов. Сегодня, как это уже сделали Индия, Япония и Германия, по крайней мере столько же постоянных членов. большее влияние, чем Великобритания и Франция, и поэтому имеют право стать постоянными членами.
«Кроме того, Африка и Южная Америка также должны получить постоянное право вето, чтобы подчеркнуть равную важность этих континентов», — добавил он.
Кто готов отказаться от права вето?
Ни одна страна не желает отказаться от своего права вето, которое также является ее самым важным правом в системе Организации Объединенных Наций.
В этом контексте Вольфанг считает, что «Совету Безопасности трудно достичь консенсуса по новому процессу принятия решений. Я уверен, что пять гигантов никогда не откажутся от своего права вето, но для того, чтобы Совет Безопасности был эффективным, должен существовать механизм наложения вето на это право. «На данный момент я не думаю, что Россия и Китай готовы к такому механизму, но посмотрим».
С другой стороны, профессор Дайал считает, что война России в Украине в прошлом году «раскрыла широкой аудитории фундаментальные недостатки Совета Безопасности ООН. В результате многие люди и политики, которые изначально не обращали внимания на Организацию Объединенных Наций, здесь.это началось после начала войны.
Диал добавил: «Теперь ясно, что Россия препятствует работе Совета Безопасности ООН, на виду и без возможности какой-либо другой страны обойти это препятствие. Это также переориентирует внимание». импульс для этого в различных дипломатических и политических кругах.
Неверный вызов
Профессор Дайал считает, что «реформа Совета Безопасности ООН, несомненно, является достойной политической целью администрации Байдена, возможно, особенно с учетом ее нынешних противоречивых отношений с Россией. Однако Совет Безопасности ООН является исключительным и недемократическим институтом. Он также не отражает баланс сил в современном мире, а также интересы и голоса большинства стран мира. Таким образом, реформа будет широкой и законной целью. »
Уильям Вулфорт, эксперт по внешней политике США в Дартмутском университете, заявил телеканалу «Аль-Джазира»: «Поддержка администрацией Байдена добавления постоянных членов без права вето является дипломатически разумной. Но мне очень трудно увидеть прогресс в этой области». процесс, и кажется, что все идеи реформ зайдут в тупик».
Наконец, чтобы эти усилия США увенчались успехом, они должны прекратить использовать свое право вето для защиты и оправдания политики Израиля в отношении палестинцев, которая до сих пор не получила политической поддержки со стороны администрации Байдена.
Соединенные Штаты являются одной из стран, которая чаще всего использует право вето, особенно когда международное сообщество осуждает политику Израиля в отношении палестинского народа. Данные ООН показывают, что с 1972 года Соединенные Штаты использовали право вето 53 раза, чтобы предотвратить осуждение Израиля.