Соединенные Штаты и Королевство Саудовская Аравия (КСА) уже более десяти лет безуспешно ведут переговоры об условиях соглашения о мирном ядерном сотрудничестве. Эти переговоры в последнее время активизировались на фоне усилий США по заключению соглашения о нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем, которые включали дискуссии о том, как Соединенные Штаты могут укрепить свою собственную поддержку Саудовской Аравии. 7-йй октября 2023 года, террористы ХАМАС похоже, это вызвало проблему в центре американских усилий по переговорам о нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией. Это вызвало шок в регионе, и его полные последствия остаются неопределенными. Однако вполне вероятно, что в долгосрочной перспективе аргументы в пользу нормализации ситуации и ядерного взаимодействия США с Эр-Риядом сохранятся, что отражает тот факт, что нападения ХАМАС подчеркнули, что будущая ядерная держава Ирана станет еще более грозным противником для обеих сторон. Израиль и Израиль. Саудовская Аравия.
При демократической или республиканской администрации Соединенные Штаты, скорее всего, продолжат свои усилия по содействию нормализации ситуации и будут стремиться к более мирному ядерному сотрудничеству с Саудовской Аравией. США имеют такие соглашения с 23 странами. В случае с Саудовской Аравией камнем преткновения является неспособность Вашингтона обусловить ядерное сотрудничество соглашением Саудовской Аравии не обогащать уран.
Соединенные Штаты призвали Саудовскую Аравию ограничить свои ядерные разработки по веским причинам. Саудовская Аравия является участником Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), практически универсального договора, который в 1970 году установил основные правила предотвращения распространения ядерного оружия. ДНЯО запрещает государствам, не обладающим ядерным оружием, таким как Саудовская Аравия, приобретать ядерное оружие. Он не требует от какого-либо государства исключать возможность обогащения урана в мирных целях, что отражает ушедшую эпоху, когда лишь небольшая горстка государств обладала технологией, необходимой для обогащения урана в военных целях. Между тем, ноу-хау этих государств в области обогащения были украдены, распространены и использованы государствами, не обладающими ядерным оружием, для производства ядерного оружия. Сегодня Иран не обладает ядерным оружием, но он использовал неправильно использованную технологию обогащения для разработки скрытого потенциала ядерного оружия. Саудовская Аравия заявляет, что если Иран перейдет черту и создаст ядерное оружие, он сделает то же самое.
С тех пор как в 2017 году Соединенные Штаты начали переговоры о ядерном сотрудничестве с Саудовской Аравией, перед Соединенными Штатами стоит все большая задача препятствовать такой возможности. До сих пор ни одна сделка не была достигнута. За последнее десятилетие контекст этих переговоров изменился по нескольким направлениям:
- Важность предупреждений Саудовской Аравии о том, что она может обмануть ДНЯО или выйти из него, возросла после решения президента США Дональда Трампа выйти из ДНЯО в одностороннем порядке. СВПД в 2018 году. В ответ Иран возобновил агрессивное развитие центробежного обогащения и не выполнил с гарантийными обязательствами по ДНЯО.
- Геостратегическая конкуренция противостояние Соединенных Штатов Китаю и России стало осложняющим фактором в предстоящем принятии Саудовской Аравией решений относительно ее будущих партнеров по ядерному сотрудничеству. Китай и Россия расширили свое стратегическое внимание на Ближнем Востоке; На Западе оба рассматриваются как обхаживающие Иран и арабские государства, предлагая ядерное сотрудничество на условиях, не превышающих минимальные требования ДНЯО. Эр-Рияд осознает риски для коммерческой и национальной безопасности, связанные с приглашением этих государств к участию в создании этой стратегически важной отрасли в Саудовской Аравии. Но если бы Соединенные Штаты не участвовали в ядерных разработках Саудовской Аравии, поскольку им не удалось заставить Эр-Рияд не обогащать уран, другие государства-поставщики, во главе с Россией и Китаем, не стали бы ставить такие программные препятствия для ведения бизнеса с Эр-Риядом.
- После соглашений, заключенных Соединенными Штатами в 2020 году, которые привели к нормализации отношений между Израиль и Бахрейн и Объединенные Арабские ЭмиратыПрезидент Джо Байден призвал Саудовская Аравия официально признает Израиль и нормализовать отношения. В 2023 году три государства провели переговоры для достижения этой цели. Вашингтон мог бы рассматривать эти дискуссии как возможность возобновить зашедшие в тупик переговоры о ядерном сотрудничестве и попытаться заключить с Эр-Риядом ядерное соглашение «больше за большее». Такая сделка может заставить Эр-Рияд продемонстрировать большую ядерную прозрачность – согласившись на сделку. Дополнительный протокол и добровольное раскрытие информации, подобное тем, которые были согласованы Ираном в 2015 году, возможно, даже обязательство не обогащать уран на местах – при условии, что Соединенные Штаты примут стремление Саудовской Аравии получить гарантии, которые уменьшили бы ее угрозы национальной безопасности.
По мнению некоторых наблюдателей и неподтвержденные аккаунты СМИ СШАВ 2023 году участники переговоров между Соединенными Штатами, Саудовской Аравией и Израилем выдвинули спекулятивную возможность того, что американская промышленность могла бы в рамках широкого трехстороннего соглашения сотрудничать с Саудовской Аравией в области переработки ядерного топлива и даже обогащения урана. Теоретически это могло бы позволить Саудовской Аравии инвестировать в завод по обогащению урана в Соединенных Штатах или даже построить и эксплуатировать будущий завод по обогащению урана в Саудовской Аравии с использованием американской технологии. Последнее предприятие предоставит Саудовской Аравии мощности по обогащению урана в стране без того, чтобы Соединенные Штаты делились технологией обогащения с Саудовской Аравией. Правительство США не подтвердило, что поддерживает такое предложение.
Неясно, будет ли такой проект успешным, отчасти потому, что атомная промышленность США (в отличие от европейских государств и России) не имеет подтвержденного промышленного опыта эксплуатации газовых центрифуг для обогащения урана. Несколько лет назад Соединенные Штаты вывели из эксплуатации давние заводы по обогащению урана, основанные на газодиффузионной технологии. С тех пор американская промышленность центрифуги спроектированы и изготовлены которые по сравнению с российскими и европейскими моделями очень большие, сложные и все еще находятся в стадии разработки. Лицензия для эксплуатации.
В целом, если не считать каких-либо непредвиденных событий, для США вероятный исход переговоров о сотрудничестве в ядерной сфере в 2023 году окажется более рискованным, чем в 2017 году, когда переговоры начались. Вашингтон, возможно, будет более готов принять менее удовлетворительные условия, если придет к выводу, что это помешает Китаю и России получить доступ к информации и повлиять на принятие стратегических решений в Саудовской Аравии. Но более выгодные условия США для Саудовской Аравии также могут послужить правовой основой для сделки. Объединенные Арабские Эмираты призывают к пересмотру соглашения 2009 года с Соединенными Штатами, которое требует от Абу-Даби не обогащать уран на месте и не перерабатывать отработанное реакторное топливо.
Что практически несомненно, так это то, что Соединенные Штаты не санкционируют передачу Саудовской Аравии технологии по обогащению урана, находящейся под их американской ответственностью. Группа ядерных поставщиков (ГЯП), ассоциация 50 государств-носителей технологий, включая США, привержена руководящим принципам, которые строго ограничивать экспорт технологий по обогащению урана. С момента создания ГЯП в 1974 году ни одно участвующее правительство никогда не соглашалось передать это ноу-хау государству, не обладающему ядерным оружием, подпадающему под действие ДНЯО, и нет никаких оснований делать вывод, что это изменится.
Возможно, наиболее вероятным, наиболее прямым, наиболее благоприятным и наиболее безопасным для США результатом было бы заключение Вашингтоном ядерной сделки с Саудовской Аравией, соответствующей сути большинства ранее заключенных соглашений. без явного требования что правительство партнера жертвует своими технологическими вариантами в ядерном топливном цикле. В любом случае, особенно если Соединенные Штаты предложат Саудовской Аравии «управляемый» путь к будущим мощностям по обогащению урана, проект соглашения потребует одобрения Конгресса США, а до этого — строгого межведомственного надзора со стороны департаментов исполнительной власти и других агентств. относительно рисков, которые соглашение может представлять для интересов национальной безопасности США, включая нераспространение ядерного оружия.
Поэтому мы можем ожидать, что американские агентства, среди прочего, расследуют факты и предоставят информацию по материалам расследования 1992 года. Русский трансфер в Китай двух заводов по обогащению урана методом «черного ящика», особенно в отношении безопасности российских ноу-хау в области обогащения урана в Китае. Агентства США также оценят риски, связанные с ядерным сотрудничеством между Саудовской Аравией и Китаем; указать, принесет ли более широкое дипломатическое соглашение с Саудовской Аравией и Израилем, включающее более серьезные обязательства США перед Саудовской Аравией, доступ США к информации и влияние на ядерную программу Эр-Рияда; и оценить потенциальную опасность, связанную с Ядерные отношения Саудовской Аравии с Пакистаномгосударство, которое несет большую ответственность за распространение технологии центробежного обогащения, которая сегодня занимает важное место в переговорах между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией.
Мнения, высказанные выше, представляют точку зрения автора(ов) и не обязательно отражают позицию Европейской сети лидеров или любого из ее членов. Цель ELN – стимулировать дебаты, которые помогут развить способность Европы решать насущные проблемы внешней политики, обороны и безопасности нашего времени.