- Кевин Хэнд
- BBC Спорт Африка
По мнению бывшего спортивного и университетского пиар-агента, реакция Мохамеда Салаха на конфликт между Израилем и сектором Газа должна задать тон будущему спорта.
31-летний спортсмен является одним из нескольких спортсменов с громкой учетной записью в социальных сетях, комментирующей продолжающийся конфликт между Израилем и ХАМАС, признанным террористической организацией правительствами Великобритании и США.
Нынешний конфликт произошел после того, как 7 октября боевики ХАМАС совершили беспрецедентную атаку на Израиль из сектора Газа, в результате которой погибло более 1400 человек. По данным органа здравоохранения, с тех пор Силы обороны Израиля нанесли ответные удары по Газе, в результате чего погибло более 10 000 человек. министерство в анклаве, контролируемом ХАМАС.
«Салах является примером человека, на которого оказывалось сильное давление с целью принять чью-либо сторону из-за его национальности», — сказал BBC Sport Africa Ян Бэйли, ныне преподаватель спортивной журналистики в Стаффордширском университете.
«Но он отступил и сказал: «Я выступаю за мир и конец страданиям».
Бэйли отмечает, что заявления Салаха «не хватило для некоторых людей», которые считают, что двукратный африканский футболист года должен использовать свое огромное влияние, чтобы занять «более политическую позицию».
«Когда он наконец опубликовал сообщение, многие хвалили его за гуманный тон, но при этом критиковали другие, которые считали, что его позиция должна быть более проарабской и пропалестинской», — объяснил Бэйли.
«Но он не может этого сделать, потому что у его клуба будет своя политика в отношении социальных сетей».
Когда тунисская звезда тенниса Онс Жабер говорил по этому вопросу ранее в этом месяце, его позиция была менее двойственной.
«Это не политическое послание, это гуманность. Я хочу мира в этом мире».
Бэйли также похвалил послание Жабера, заявив, что «любой жест, способствующий облегчению человеческих страданий, следует приветствовать, при условии, что он делается из соображений гуманности и не является политическим».
«Самая сложная проблема заключается в том, что конфликт поляризовал мнения до такой степени, что любой жест, какими бы благими намерениями он ни был, неизбежно вызовет как похвалу, так и критику», — добавил он.
Итак, что же ответы Салаха, Джабера и африканских лидеров говорят нам о политическом положении, в котором оказались спортсмены? И какие опасности таит в себе использование их платформ для продвижения своих взглядов по основным вопросам?
С начала войны 7 октября наблюдался резкий рост поддержки палестинского дела среди спортивных клубов, игроков и болельщиков по всей Африке, особенно в Северной Африке.
Перед товарищеским матчем против Кабо-Верде 12 октября алжирская футбольная команда вышла на поле в куфиях, головном уборе, ассоциирующемся с палестинским сопротивлением, с капитаном Риядом Марезом среди игроков, чтобы затем продемонстрировать палестинский флаг на земле.
«На самом деле не было ни одной алжирской знаменитости, которая бы не высказалась, хотя бы просто для того, чтобы выразить свое сочувствие страданиям, перенесенным в Палестине», — сказал алжирский футбольный журналист Махер Мезахи.
«Необходимо понимать, что Алжир был колонизирован французами в течение 132 лет и что к 1962 году в Алжире поселилось более миллиона европейцев, поэтому многие алжирцы считают судьбу палестинцев синонимом своего прошлого».
Мезахи назвал заявление Салаха «наиболее интересной динамикой с точки зрения давления на знаменитость, чтобы она высказалась», а кенийский специалист по цифровым медиа Кэрол Кимутаи заявила, что давление исходит из сегодняшнего современного мира «сегодня».
«Когда поднимаются такие вопросы, как расизм, сексуальность, конфликты, религия, аборты и т. д., звезды спорта могут решить высказаться публично или остаться в стороне», — сказала она BBC Sport Africa.
«Но когда проблема станет ближе к дому, общественность будет ожидать, что личность выскажет свое мнение. Газа близка к Салаху. Это ясно демонстрирует множество интересов, которыми такие игроки, как Салах, должны совмещать в своей спортивной карьере».
Итак, учитывая, что звезда «Ливерпуля», чей родной город Нагриг в Египте находится менее чем в 220 милях от сектора Газа, призывает к сдержанности, чтобы защитить жизни палестинцев, было ли удивительно, что клуб Премьер-лиги «Кристал Пэлас» выступил в поддержку Израиля?
По мнению выдающегося профессора спорта и геополитической экономики, это не так.
«Двое из их владельцев — евреи, а третий — американец, имеющий очень прочные связи с американской еврейской общиной», — сказал Саймон Чедвик из школы бизнеса Skema.
«Клубная собственность и культура очень важны, поэтому у нас очень разные подходы».
В Израиле призер Олимпийских игр 2012 года Фелипе Китадаи из Бразилии предложил стране «мою любовь и всю мою поддержку», поскольку он, как сообщается, пытался покинуть страну, которая была его недавней базой, а игрок сборной по футболу Манор Соломон входит в число тех, кто критиковал ХАМАС в социальных сетях. СМИ.
Имея непосредственный опыт войны после пребывания в Киеве в тот день, когда Россия вторглась в Украину, Соломон из «Тоттенхэм Хотспур» рассказал, как его семья и друзья прошли через «ад» из-за продолжающегося конфликта между Израилем и сектором Газа.
«Социальные сети сильно меняют динамику», — сказал Бэйли.
«Если бы этот конфликт произошел 30 лет назад, можно с уверенностью сказать, что футболисты не оказались бы под тем давлением, которое они испытывают в результате того, что происходит в социальных сетях».
«Это невозможная, классическая и трудная ситуация для любого футболиста в ситуации, подобной той, которую мы сейчас переживаем, и это почти беспрецедентно».
Опасности публикации
Три года назад Жаберу угрожали смертью в социальных сетях после того, как он решил отложить политику и сразиться с Израилем, страной, которую его правительство не признает, на международном теннисном турнире от имени Туниса.
Выход в политическую сферу, глобальную или иную, в последнее время оказался рискованным и для других.
Легендарный баскетболист Леброн Джеймс подвергся критике со стороны многих после публикация в поддержку Израиля после нападения Хамаса 7 октября, среди наиболее печатных ответов были такие слова, как «предательство», «клоун» и «как вам стыдно».
Выразив свою поддержку Израилю, великий боксер Флойд Мейвезер также подвергся аналогичному обращению, а несколько нынешних футболистов были подвергнуты дисциплинарным взысканиям со стороны своих клубов за свою должность.
Алжирский защитник Юсеф Атал дисквалифицирован «Ниццей» после того, как французский клуб не впечатлил пост, за который он удалил и извинился, посчитав его антисемитским. Руководство Лиги 1, французской элиты, в конечном итоге дисквалифицировало 27-летнего футболиста на семь матчей.
Нуссайра Мазрауи подвергли критике после того, как он поделился пропалестинским видео в своем Instagram, а его клуб «Бавария Мюнхен» провел «подробный и разъясняющий разговор» с марокканским игроком сборной, который затем заявил, что «всегда будет против всех видов терроризма, ненависти и насилия». .
На прошлой неделе в Германии Майнц расторг контракт с голландским нападающим Анваром Эль-Гази из-за публикации в социальных сетях о конфликте между Израилем и сектором Газа, которую клуб Бундеслиги счел пропалестинской.
«Чего мы до сих пор не видели в Англии, так это эпизодов, которые мы видели во Франции или Германии, когда мусульманские игроки делали пропалестинские заявления и были дисквалифицированы», — сказал Чедвик.
«Но чем дольше длится ситуация, тем более чувствительными становятся эти вопросы. Всегда возможно, что клуб, игрок, спонсор или организация сделают заявление с той или иной стороны».
«В 21 веке мы, похоже, все больше неспособны отделить футбол от более широкого контекста».
Эту точку зрения, похоже, укрепили комментарии Бассиля Микдади, редактора веб-сайта Football Palestine, во время его выступления в подкасте BBC The Sports Desk.
«Мы находимся в таком серьезном гуманитарном кризисе, что можем попросить людей сделать что-то конкретное, а именно призвать к прекращению огня, что является беспартийной позицией», — заявил он.
«Футболисты являются частью наших сообществ, поэтому вполне логично, что они просят об этом».
Однако те, кого заставляют говорить, не всегда делают это. Бэйли дает этот совет тем, кто имеет смелость рискнуть высказать общественное мнение.
«Мы всегда должны помнить о влиятельной силе спорта и лучших спортсменов», — сказал бывший журналист, который глубоко интересуется отношениями между спортом и средствами массовой информации.
«Если они хотят что-то сказать, игроки должны проконсультироваться со своими клубами и убедиться, что у них есть абсолютная ясность относительно того, что они могут и не могут сказать».