Достижимы ли морские амбиции России?
Понеся досадные потери против Украины, ВМФ России должен восстановить свою репутацию. Станет ли его спасением новая морская доктрина?
Тайфун Озберк
19 января 2023 г.
На фоне постыдных потерь, понесенных ее Черноморским флотом в войне на Украине, Россия обновила свою военно-морскую доктрину, наметив амбициозные планы по улучшению доступа к морю и расширению своего флота. Но, учитывая технологические и бюджетные ограничения, сможет ли он полностью реализовать свои амбиции?
Ценный российский Черноморский флот, которому поручено следить за тем, чтобы жизненно важные морские пути оставались под контролем и влиянием России, потерпел серьезные неудачи во время вторжения в Украину. Хотя количество уничтоженных российских кораблей далеко от количества танков, бронетранспортеров и ЗРК, повреждения и потери в последние месяцы умножились благодаря дерзким атакам украинских БПЛА и грубых морских беспилотников, которые, как сообщается, повредили флагманский корабль вооруженных сил. Черноморский флот России, адмирал Макаров.
Тот факт, что бывший флагман Черноморского флота крейсер «Москва» был потоплен двумя противокорабельными ракетами «Нептун», выпущенными с побережья Украины 14 апреля, и уход российского флота с важного для геостратегии Змеиного острова у Одессы, лишь добавил к морским проблемам России на Украине. Эти поражения тем более примечательны, что у Украины нет флота, о котором можно было бы говорить. Он потерял 80% своих кораблей после оккупации Крыма в 2014 году.
Морских потерь России в начале войны на Украине было достаточно, чтобы вынудить президента России Владимира Путина принять новую военно-морскую доктрину в День ВМФ 31 июля в Санкт-Петербурге. В последний раз военно-морская доктрина России обновлялась летом 2015 года после незаконной аннексии Крымского полуострова Украиной. Но после начала войны с Украиной она снова была вынуждена скорректировать свою военно-морскую стратегию, чтобы идти в ногу с последними событиями.
После нападения Украины 29 октября на корабли Черноморского флота в Севастопольской военно-морской базе с использованием беспилотных летательных аппаратов, Россия перенесла дислокацию своих военных кораблей в Новороссийск, один из крупнейших портов на Черном море, продемонстрировав, что она отчаянно пытается защитить свои боевые корабли от дальнейших атак.
Сидхарт Каушал, исследователь морской энергетики из Королевского института объединенных вооружений (RUSI), говорит, что последняя морская доктрина России содержит мало принципиально нового в некоторых областях. «Например, акцент на НАТО был очевиден уже в 2015 году, — объясняет он. «Однако способность России финансировать свои морские амбиции и продолжать производство средств, таких как подводная лодка «Ясень», вероятно, будет ограничена в условиях, характеризующихся компромиссом ресурсов».
Каушал также указал на некоторые заметные изменения — например, акцент на мобилизацию и большое количество площадей, отведенных под гражданскую инфраструктуру. «Вероятно, это отражает российскую надежду на то, что СМП [Northern Sea Route] может стать ключевой артерией, по которой можно будет продавать энергию Китаю по мере смещения российского рынка на восток.
Избегайте экономического удушения
Новая морская доктрина России поясняет, что контроль США над Мировым океаном представляет наибольшую угрозу для России, протяженность береговой линии которой составляет 40 000 километров. Он также подчеркивает экономические и политические морские интересы России.
Несмотря на обширную морскую границу и близость к морю, Россия не имеет прямого выхода в открытый океан. Он потерял большую часть своей портовой инфраструктуры и доступа к торговым путям, когда он потерял свои советские государства-сателлиты. Россия определила отсутствие доступа к морю как стратегическую слабость и признает необходимость сильной военно-морской программы для компенсации. Он также рассматривает доступ к морю как шанс избежать экономического удушения и социальной изоляции.
Новая военно-морская доктрина преследует двойную цель. Во-первых, это точная классификация морских акваторий по степени их важности для России. Территориальные воды, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, Арктический бассейн и Северный морской путь России, а также Азовское и Черное моря, восточная часть Средиземного моря, Балтийское море и Курильское море Пролив, все имеют непосредственное влияние на экономическое развитие страны. Черное и Балтийское моря являются основными портами России, и Россия заявила, что присутствие военно-морских сил других стран в этих водах представляет собой прямую угрозу, на которую ее флот готов адекватно реагировать.
В то время как старая военно-морская доктрина была больше ориентирована на Атлантику, последняя версия российской доктрины сосредоточена на Северном Ледовитом и Тихом океанах. Это демонстрирует стремление России соединить Северный Ледовитый и Тихий океаны для укрепления своего статуса морской державы. Москва видит Северный морской путь, между Север Кейптаун и Берингов пролив, чтобы сохранить свою конкурентоспособность на мировом рынке.
Политика также предусматривает создание судостроительного комплекса, строительство авианосцев и создание на Дальнем Востоке завода по производству сжиженного природного газа. Он выступает за более активное освоение природных ресурсов континентального шельфа, в том числе за расширение геологических знаний о Японском, Охотском и Беринговом морях.
Сэмюэл Бендетт, аналитик-исследователь Центра военно-морского анализа Группы по международным делам, говорит, что одним из приоритетов России является увеличение объема фундаментальных/прикладных научных исследований, связанных с морской средой, включая изучение ледников в Антарктиде и арктических островов у побережья. побережье и континентальный шельф Российской Федерации, а также модернизация существующих научно-исследовательских судов и строительство новых. «Морские научные исследования направлены на получение систематических знаний о мировом океане, его биологической продуктивности и минеральных ресурсах в интересах устойчивого развития и укрепления национальной безопасности России», — сказал Бендетт.
Но все еще остаются вопросы о том, есть ли у России ресурсы для такого обширного взаимодействия, учитывая продолжающуюся войну на Украине и ресурсы для ее поддержки.
В новой морской доктрине большое внимание уделяется информационно-коммуникационным технологиям с упором на развитие автономных станций, передающих информацию по спутниковым и гидроакустическим каналам, а также на развитие единой информационной системы и защищенных телекоммуникаций для российского транспорта в Арктике, включая строительство трансарктическая волоконно-оптическая подводная линия связи.
«Доктрина призывает к передовым цифровым технологиям и платформам для кораблей, судов и морской техники; а также обучение, разработку и внедрение приоритетных технологий для разработки перспективных систем вооружения и специальной техники», — добавляет Бендетт.
Российскому флоту нужны время, деньги и технологии
Чтобы морской план России увенчался успехом, она должна инвестировать в морской сектор и создавать передовые технологии. Во-первых, он должен создать сильный флот и торговый флот. Стратегия развития судостроения России, рассчитанная до 2035 года, предусматривает строительство 250 судов морского транспорта и более 1500 судов типа «река-море». В настоящее время ВМФ насчитывает около 70 подводных лодок, а также более 200 боевых кораблей и надводных кораблей (включая советский тяжелый авианосец). Несмотря на свою мощь, большинство этих надводных кораблей устарели, и многие из них должны быть выведены из эксплуатации.
Торговый флот состоит всего из 1400 судов под российским и иностранным флагом общим водоизмещением 22,3 млн тонн. Удивительно, но российский флот составляет всего около 0,1% мирового грузопотока. России нужны независимые технологии для строительства флота, но судостроение сильно зависит от импорта. Иностранные компоненты составляют от 40% до 85% всего гражданского сектора.
Из-за нехватки ресурсов и устаревших верфей ремонтировать и строить огромные советские корабли будет сложно. Судостроители могут реализовать лишь часть своих амбиций из-за изолированного финансового положения. Одним из самых серьезных рисков для морской деятельности России является отсутствие иностранных баз для поддержки операций в отдаленных и труднодоступных местах. В конечном итоге России потребуются время, деньги и технологии для расширения своего военно-морского присутствия.
Хотя финансирование является наиболее насущной проблемой, потери ВМФ России на Украине выявили существенные недостатки в других областях, таких как оперативная готовность, логистика, руководство и обучение. В частности, тот факт, что Украина смогла поразить корабли Черноморского флота России в одном из самых безопасных мест, военно-морской базе в Севастополе, свидетельствует о том, что у ВМФ есть проблемы с базами ведения боевых действий на море.
Учитывая недавние потери в результате этого нападения и тех, что ему предшествовали, требуется более одной доктрины для решения вопросов, напрямую влияющих на судьбу войны, таких как обучение и логистика. Но Каушал считает, что основной причиной этих неудач является низкая готовность. «Что касается действий Черноморского флота, — сказал он, — я бы объяснил его первоначальные неудачи плохой готовностью. Например, у «Москвы» радар был убран, когда он был подбит, и не подвергался столь необходимой переоснащению, которая, среди прочего, изменила бы его системы управления огнем.
Потери Черноморского флота не обязательно отражают провал доктрины, говорит Каушал, но они иллюстрируют трудности, с которыми столкнется Россия при создании сил и средств для достижения своих амбиций. Пожалуй, самая большая потеря для российского флота в русско-украинской войне — это его репутация. Изменение доктрины можно рассматривать как шаг к ее излечению, но время покажет, как они применяют положения доктрины в реальных операциях для устранения ее сдерживания.
ОБ АВТОРЕ: Тайфун Озберк — турецкий военно-морской аналитик, который пишет о новых технологиях с точки зрения военно-морского флота.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Ожидаются ли дождливые дни для российского Черноморского флота после затопления «Москвы»?